• Армянский пер. д.9/1/1 стр. 1
  • с 10:00 до 19:00 (вых. Среда)
  • +7(495)507-24-97
  • +7(495)771-04-33
Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Научно-практические конференции благотворительные и просветительские программы

Приглашаем принять участие в шестой международной научно-практической конференции

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

21 и 22 декабря 2019 г.

Подробнее

Арт-конкурс на лучшие авторские работы с профессиональной тематикой

Подробнее

Эйснер Светлана, психолог-практик,

 Бюнде (Германия)

 Бондаренко Татьяна Алексеевна, к.псих.н., доцент,

 судебный психолог-эксперт АНО КЦ «Поверенный»,

 преподаватель НОЧУ ДПО «ИПК «ВШППБ»,

 Красногорск (Россия)

Гендерные особенности перевода с немецкого языка на русский стихотворений Виктора Шнитке

Актуальность рассмотрения гендерных особенностей перевода  стихотворений немецкого советского поэта В. Шнитке обусловлены тем фактом, что у разных немецко-русских переводчиков одно и то же стихотворение отличается экспрессией и эмоциональной насыщенностью. Необходимо отметить, что печаль, грусть, тоска, разочарование, даже отчасти трагизм, пронизывающие произведения В. Шнитке, - это переживания, обладающие огромной эмоциональной силой. При этом интересен парадокс – минорное настроение и внутренний дискомфорт являются разрушительными для личности, но не для творчества одаренной личности. Как отмечает Н. Козлов, «позитивные эмоции не отличаются той многогранностью и многослойностью, как отрицательные или негативные»[1, с.78]. Кроме того, интерес представляет тот факт, что не все стихотворения в равной мере затронули души других людей. На одни стихи всего один-два перевода, а на некоторые достигают десяти человек. В связи с этим нами была выдвинута гипотеза о гендерных особенностях перевода с немецкого языка на русский стихотворений В. Шнитке.

Крестьянинова Ксения Сергеевна

психолог-консультант,

преподаватель НОЧУ ДПО «ИПК «ВШППБ»,

Москва (Россия) 

 Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий с позиции транзактного анализа

Актуальность данной темы в настоящее время обусловлена тем, что для современного мира характерно чрезмерно быстрое нарастание социальных изменений, в то время как изменения биологические происходят значительно медленнее. Исходя из этого, встает вопрос о скорости адаптации человека к изменяющимся условиям жизни. Кроме того, ведется речь о кризисе, набирающем обороты в стране и в мире. В таких условиях растет востребованность специалистов помогающих профессий, работающих в сфере «человек-человек» (врачи, педагоги, психологи, психотерапевты, социальные работники и др.). Однако их собственное психологическое и физиологическое здоровье оказывается под угрозой из-за постоянных перегрузок и перенапряжения. Сегодня накопление наблюдений и идей вызвало необходимость рассмотреть новые средства профилактики эмоционального выгорания, а следовательно, и глубинные причины и механизмы, способные привести к тому, что специалист такой сферы перестает справляться со своими обязанностями.

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) определяется как постоянное эмоциональное истощение, влекущее за собой личностные изменения (H.G. Freudenberg, 1974), особенно, в сфере межличностного общения. Для специалиста, чья работа связана со сферой «человек-человек» СЭВ не только может привести к серьезной потере профессиональной эффективности и деформации личности, но может представлять реальную опасность для жизни и здоровья как самого специалиста, так и его клиентов (пациентов).

Существует множество подходов к исследованию и профилактике СЭВ. Среди них можно выделить модель, основанную на когнитивно-поведенческой психотерапии А.Элиса и А.Бека, в рамках которой используются методы профилактики, направленные на усиление у человека чувства контроля над своей жизнью посредством научения его контролю над собственными эмоциями. Так, «Т. Кушнир и В. Мильбауер предложили программу, основанную на том, что для профилактики стресса и выгорания необходима переоценка суждений (убеждений) относительно себя, других людей, мира и их изменения в сторону большей реалистичности и рациональности.
Р.Д. Рамси считает, что в основе профилактики выгорания находится установка отношения человека к своей профессиональной деятельности.» [3, с. 140]

Большой популярностью в преодолении СЭВ пользуется метод Арт-терапии,  используются также техники гештальт-терапии, психодрамы и др.

Основой психопрофилактики СЭВ считается психологическая подготовка специалиста с целью выработки у него особых личностных качеств, а именно: стрессоустойчивости, саморегуляции, уверенности в себе, позитивного отношения к жизни и т.п. Несмотря на то, что существует достаточное количество статей и книг по данной проблеме, большинство из них является описаниями конкретных случаев с соответствующими рассуждениями и практическими рекомендациями, но именно научных исследований среди них немного.

Существующие на сегодняшний день подходы к профилактике СЭВ рассматривают различные причины данного явления, но в связи с актуальностью этой проблемы в настоящее время, имеется необходимость провести более детальное изучение глубинных причин.

Итак, в существующих исследованиях среди причин возникновения СЭВ рассматриваются такие, как:

- однообразие и напряженный темп работы, ее бесперспективность;

- эмоциональная нагрузка при работе со «сложными» клиентами;

- строгие временные рамки при выполнении работы, а также постоянный риск штрафных санкций за невыполнение или недостаточно качественное выполнение работы;

- отсутствие моральной и социальной поддержки;

- невозможность каким-либо образом влиять на происходящие события и на принятие решений;

- отсутствие соответствующей компенсации в виде материального вознаграждения и т.д.

Безусловно, все вышеуказанные причины имеют серьезное влияние на человека, но, тем не менее, их можно назвать «внешними». Таким образом, исходя из анализа имеющихся исследований, возникает вывод о необходимости  дополнительного изучения глубинных причин возникновения СЭВ.

В концепции транзактного анализа существует отдельная программа по профилактике и лечению СЭВ [2]. На первом этапе с клиентом заключается контракт, фиксирующий две активные позиции:

1) принятие существования СЭВ, т.е. «пострадавший» берет на себя ответственность за своё переживание стресса;

2) принятие необходимости изменений и, соответственно, решения измениться.

После согласия на подписание такого контракта происходит анализ эго-состояний клиента, позволяющий найти и активизировать ресурсы человека для выхода из СЭВ. Сразу после события-стрессора проводится дебрифинг.

В данной статье мы рассмотрим в качестве способа определения причин СЭВ и выхода из него другой инструмент транзактного анализа – драматический треугольник Карпмана. Как упоминалось ранее, человек, по профессиональной необходимости общающийся с другими людьми, более подвержен СЭВ, чем специалисты других профессий. Поскольку одна из очевидно значимых причин возникновения СЭВ лежит в сфере взаимоотношений, возникает необходимость в эффективном инструменте для анализа этой сферы. В концепции транзактного анализа для описания и анализа поведения человека используется драматический треугольник Карпмана (S.Karpman, 1968). Эта схема позволяет разобраться в структуре взаимоотношений, выявляя, таким образом, причинно-следственные связи.

Рассмотрим классический вариант треугольника. Он состоит из трех ролей: Преследователя, Спасателя и Жертвы. У каждой из ролей есть свои особенности, свои модели поведения, но в конечном итоге все они сводятся к роли жертвы. Нахождение в треугольнике влияет на многие сферы жизнедеятельности: сферу взаимоотношений (включая выбор брачного партнера, выбор круга общения), на прохождение кризисов, адаптацию к изменениям в окружающей действительности, на состояние здоровья, выбор хобби и, в том числе, на выбор профессии.

Если человек, пребывающий в роли Спасателя, выбирает помогающую профессию, это может привести к серьезным отрицательным последствиям и для него самого, и для его клиентов. Как известно, у Спасателя присутствует бессознательное убеждение, что все окружающие ценят его лишь за то, что он делает для других. Такое убеждение требует постоянного подкрепления, а именно, наличия в окружении тех, кого необходимо спасать. Однако процесс «спасения» при такой схеме неэффективен, поскольку Спасатель берет на себя ответственность за своего подопечного, не давая тому возможности самостоятельно принимать решения и действовать. Жертва начинает жить за счет Спасателя, становится зависимой от него. В то же время, сам Спасатель становится зависим от того, кого спасает, - он зависим от чувства «нужности», от ощущения, что его ценят, при этом свои собственные потребности он, как правило, игнорирует. Ложное убеждение Спасателя при этом заключается в следующем: «Если я буду долго заботиться о человека, то когда-нибудь и он позаботится обо мне». Однако такого не случается – принимая на себя чужую ответственность, Спасатель делает другого человека инфантильным, не способным позаботиться даже о самом себе, тем более – о других. Из вышесказанного следует, что в случае нахождения специалиста в роли Спасателя, неизбежно пострадает и он сам, и его клиент, поскольку в процессе взаимодействия они станут зависимы друг от друга, что снизит эффективность работы до минимума. Клиент будет жить за счет ресурса специалиста, тем самым эмоционально истощая его. В то же время, сам специалист, бессознательно поощряющий зависимость, постепенно превратится из Спасателя в Жертву, пытаясь стать незаменимым, при этом длительное время игнорируя свои потребности и не получая ни достаточной компенсации затраченных сил, ни видимых результатов, ввиду чего появляется СЭВ.

Как было сказано, нахождение в Треугольнике влияет на многие сферы жизни. Исходя из этого, можно предположить, что если человек является Спасателем в профессиональном плане, он может переносить эту роль и на личную жизнь. Таким образом, стресс от пребывания в зависимом от других людей состоянии будет нарастать, а эмоциональное истощение наступит быстрее и в большей степени.

Из вышесказанного следует, что одной из причин возникновения СЭВ может являться неосознанное пребывание специалиста в одной из ролей, описанных Драматическим треугольником Карпмана. Тем самым, профилактикой СЭВ можно считать способы выхода из Треугольника. В первую очередь необходимо обратить внимание, находится ли сам человек в одной из указанных ролей и в какой именно, определить, кто еще задействован в этой игре. Главное условие выхода из этой деструктивной модели отношений – осознать свою роль в ней, принять собственную ответственность и вернуть чужую ответственность. Важно помнить, что обещания, советы, гарантии, навязывание собственных услуг изначально делают Жертву неспособной на самостоятельные действия – в этот момент происходит перехват ответственности. Затем необходимо понять получаемую в процессе игры вторичную выгоду и найти иные источники ее получения. Не менее важным является принятие твердого решения выйти из Треугольника.

В заключение следует сказать, в чем разница между «спасательством», как деструктивной моделью поведения в рамках Треугольника, и помощью, как моделью позитивной. Ведь зачастую человек, выбирающий помогающую профессию, ставит своей целью именно помощь другим людям, руководствуясь собственными ценностными ориентациями, даже если вначале не осознает, что помощь может принести не только пользу, но и вред. Помощник действует, не ожидая взаимности, для него нет необходимости самоутверждаться за счет окружающих и получать подкрепление своей значимости. Он побуждает человека взять на себя ответственность за свою собственную жизнь, поощряет самостоятельность, а не инфантильность и иждивенчество. Помощник осознает, что каждый имеет право на собственное мнение и собственные ошибки и на то, чтобы учиться на их последствиях. Такая позиция даёт специалисту возможность видеть причинно-следственные связи, анализировать происходящие с клиентом события, при этом не вовлекаясь в деструктивные взаимоотношения Спасатель-Жертва-Преследователь, что в значительной мере способствует сохранению стабильного эмоционального состояния, психического и, как следствие, физического здоровья.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что используя такой инструмент транзактного анализа как Драматический треугольник Карпмана, мы получаем возможность увидеть скрытые причины эмоционального истощения специалиста, работающего в сфере «человек-человек», а также способ заблаговременной профилактики СЭВ. Разумеется, на появление СЭВ влияет целый комплекс причин, однако, не принимая во внимание фактор, рассмотренный в данной статье, невозможно провести полноценные профилактические меры. Кроме того, уже прошедший реабилитацию человек может повторно оказаться в этом болезненном состоянии, если продолжит пребывать во взаимоотношениях, построенных по схеме Спасатель-Жертва-Преследователь.

Список литературы:

1. Елдышова О.А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2007. Т.13, серия Психологические науки. №5. С.21-24

2. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Психотерапия. - 2003. - №11.

3. Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: Уч.-метод. пос. - Ставрополь: СГПИ, 2011.

4. Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Автореф… дис. канд. псих. наук. - Томск, 2001.

(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)

Гриб Елена Владимировна

психолог-консультант, семейный консультант,

Москва (Россия) 

Личностные качества как фактор успешности бизнесмена в современной России

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время Россия вступила в очередной период рецессии, которую рассматривают как одну из фаз экономического цикла, следующую за периодом экономического подъема и сопровождающуюся достижением пиковой точки деловой активности, предшествующей фазе экономического кризиса и депрессии.

В данный период времени одним из самых сложных испытаний для бизнесмена является проявление его лидерских личностных качеств, такое например, как принятие решений в условиях резких изменений в финансово-экономической конъюнктуре.

Но прежде чем приступить к анализу конкретных личностных качеств бизнесмена, следует чуть подробнее остановиться на самом понятии «личность». Как и со многими широко употребляемыми понятиями, с ним есть определенная сложность: каждая школа на протяжении развития психологии как науки давала свое определение этого термина и решительно отвергала или основательно корректировала все остальные определения.

Гурцева Ольга Александровна

директор студии детского раннего развития «КАПИТОШКА»

преподаватель НОЧУ ДПО «ИПК «ВШППБ», психотерапевт,

Москва (Россия)

О способах коррекции детско-родительских отношений в период от 1 года до 3 лет в рамках детского центра раннего развития

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время, несмотря на большое количество детских центров раннего развития, в большинстве из них нет сбалансированного подхода к развитию ребенка. Анализ различных методик, применяемых в современных детских центрах, показал, что существует необходимость создания и внедрения новых методов и подходов к развитию ребенка, включающих в себя такую важную тему, как коррекция детско-родительских отношений на ранних этапах, т.е. в период от 1 года до 3 лет.

Для начала рассмотрим принятые в большинстве детских центров подходы, а именно: классический подход и методику Монтессори. В классическом подходе подразумевается исключительно групповая деятельность. Ведущую роль в процессе играет взрослый, полностью контролируя деятельность ребенка. Развивается в этот момент ровно то, что решил ведущий (педагог).

В отличие от классического подхода, система Монтессори строится на следующих принципах: принцип содействия естественному развитию; принцип взаимодействия с «подготовленной средой»; принцип свободы выбора в «подготовленной среде»; принцип индивидуальной активности в учении; принцип предметности в учении. Принципы согласуются с философскими взглядами Монтессори, с пониманием ею природы ребенка и процессов его развития, а также сущности и целей воспитания. [1] Таким образом, эта методика реализована исключительно через индивидуальную деятельность ребенка с незначительным участием взрослого. При этом полностью отсутствует навык групповой работы, и велик риск вытеснения взрослого из процесса. Развивающие группы, о которых сейчас идет речь объединяют общие условия: это группы определенного возраста: от 1 года до 3-х лет; посещать такие занятия возможно только с взрослым (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, няня и т.д.), на одного ребенка необходим один сопровождающий взрослый.

После того, как было собрано достаточное количество информации, был создан новый детский центр «Капитошка», в рамках которого были совмещены два направления: классическое и Монтессори, с добавлением авторских наработок и методик.

Краткая справка о деятельности центра.

Центр раннего развития «Капитошка» открыт для детей от 1 года до 7 лет. Направления работы центра:

- группы раннего развития от 1 года до 3-х  лет,

- развитие речи и математических представлений от 3лет до 6 лет,

- музыка вместе с мамой от 1,6 до 3 лет,

- ИЗОтворчество от 3-х до 7 лет,

- беби инглиш с 3-х лет,

- проведение психологических  семинаров и тренингов для родителей.

Проведем анализ работы центра, для чего рассмотрим краткое описание его деятельности.

В первую очередь,  перед первым занятием  родитель всегда информируется о том, что ему придется принимать активное участие в процессе совместной деятельности. Малыш будет получать знания, умения и навыки в условиях специально организованного пространства (сенсорная зона, сыпучая, водная, и т.д), работая по установленным правилам. А родитель будет разрешать  возникающие текущие задачи, учиться выходить из конфликтных ситуаций между ним и ребенком, учиться комфортно проживать кризисные периоды, освобождать ребенка от манипуляционного общения, научаться бесконфликтному взаимоотношению и многое другое, чем необходимо овладеть для построения благоприятных детско-родительских отношений.

Общеизвестно, что только родитель несет ответственность за развитие и воспитание своего ребенка, поскольку по наследству передаётся только темперамент. Вырабатывая черты характера в течение жизни, мы можем корректировать полученный по наследству темперамент, доставшийся от бабушки, дедушки, мамы, папы, и именно родитель будет первым помощником в этом не легком, но очень благоприятном деле. Именно этому обучаются родители в указанном центре. Кроме того, выявляются недавно совершенные родителями в процессе воспитания ошибки, после чего родители начинают разбираться в ситуации и обучаются исправлять последствия таких действий, чтобы у ребенка не возникло глубокой психологической травмы. Под руководством педагога-психолога в процессе занятий ребенок и родитель учатся взаимодействовать по-новому, выстраивают наиболее гармоничные отношения. Комплексный подход к физическому, умственному, психическому и эмоциональному развитию ребенка позволяет проводить психопрофилактику и коррекцию отношений и психологического состояния ребенка и родителя.

Для более полного анализа приведем несколько примеров, где можно проследить формирование конфликта между родителем и ребенком и дальнейшее разрешение его.

Пример:  «Зачем спрашивать о принятом решении, если не собираешься его учитывать»?

Занятие закончилось, и мама говорит своей дочери (1,8 года):

- Ну что, пойдем одеваться?

Ребенок остановился и пошел не в сторону выхода для того, чтобы одеться, а обратно в игровое пространство студии.

Мама:

- Ну-ка вернись, занятие закончилось, давай одеваться, и пойдем на улицу!

Ребенок протестует, но потом со скандалом одевается. Мама нервничает, между ними конфликт.

Педагог-психолог наблюдая за складывающейся ситуацией, молчит до тех пор пока ситуация не свершиться и затем вступает.

Педагог маме:

- А для чего вы спрашивали ребенка, если его ответ вас не интересовал? Что хотели сказать? Может быть не надо предлагать выбор там, где его нет, а просто сориентировать ребенка в данном моменте времени.

Таким образом, мы увидели, как мама сама создает конфликт с дочкой, и от него страдают обе. Она даже не замечает, что это дело её собственных рук. Психолог во время последующих занятий будет наблюдать за выполнением рекомендаций и корректировать при необходимости.

Специально организованное пространство и правила поведения в студии позволяют выявить и отработать конфликтные ситуации.

Пример:

Девочка должна убрать игрушку на место после того как завершила работу с ней - это обязательное правило работы в студии.

Мама:

- Ты будешь убирать?

Ребенок опять может решить не так как ожидает мама. Рекомендация – сказать ребенку:

- На, - протягивая игрушку, - ставь на место, и сразу пойдем дальше.

Ребенок не отягощен вопросами и не скован своими решениями,  выбирает быстрое разрешение ситуации, ведь выход понятен: «ставь и пошли».

Взрослый человек привык все усложнять и не говорить напрямую - это и есть одна из основ конфликта. Например, часто родители говорят такие фразы на вышеописанную ситуацию во время занятия:

- Ну и кто это будет убирать?

- Ну и куда ты пошел?

- Ну и кому ты все это оставил?

Это тупиковые вопросы, поскольку мама, таким образом, вызывает на диалог своего полуторагодовалого ребенка, еще не способного к подобного рода взаимодействию. Для достижения положительного результата, родителю необходимо перестроить свое мышление, свою речь, и говорить то, что он действительно хочешь сказать.

Зачастую наблюдается ситуация, когда мать физически управляет ребенком: кладет руки ему на плечи, поворачивая его туда, куда ей сейчас кажется необходимым, вызывая тем самым высокую степень агрессии у ребенка, как следствия, постоянно пытающегося вырваться, сбежать, что-то схватить и бросить. При работе с таким родителем необходимо достичь снижения тревожности, показать последствия данной формы поведения по отношению к ребенку и выработать новую форму поведения.

Ввиду указанных проблем, встает вопрос о необходимости просветительской работы, информирования родителей о возрастных особенностях психического развития ребенка. В исследуемом детском центре  рамках данной работы проходят семинары, посвященные прохождению возрастных кризисов, а при наличии соответствующих запросов – индивидуальные консультирования.

За учебный год (9 месяцев) семинары, в среднем, посещает 50 слушателей, группу раннего развития (от 1 до 3 лет) посещают около 250 детей в сопровождении 300 взрослых, из них 5% - няни, 5% - отцы, 10% - бабушки, 80% - матери.

В заключение можно сказать, что в данный момент ведется активная деятельность, направленная на развитие данного направления, идет процесс обмена опыта между профессионалами с целью открытия новых детских центров, обучающих бесконфликтному детско-родительскому общению и выстраиванию гармоничных и здоровых отношений.

Список литературы:

1. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори в парадигме реформаторской педагогики : Автореф…. дис. д. пед. наук. - М., 2004.

(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)

Горбатенко Ольга Александровна,

 детский и семейный психолог,

 специалист по развитию и коррекции детей,

 Москва (Россия) 

 Проблемы  диагностики, профилактики и коррекции нарушений в развитии детей младшего и дошкольного возраста

Раннее предупреждение, диагностика, и коррекция психических и речевых нарушений у детей  вызванных как органическими, так и социальными факторами является на сегодняшний день одной из актуальных проблем детской психологии, дефектологии, логопедии, специальной педагогики, неврологии, психиатрии. Нарушения нормального функционирования нервной системы в раннем возрасте приводят к парциальным отклонениям в формировании высших психических функций, а это сказывается на темпах психического развития детей. Отсюда разного рода задержки психического, речевого, интеллектуального развития. Повышение показателей нарушения в развитии детей раннего, младшего и дошкольного возраста актуализирует проблему раннего выявления и своевременной коррекции  нарушений в развитии у детей.

Для решения этой проблемы диагностика развития детей должна носить комплексный характер, т.е. при ее проведении необходимо учитывать данные клинической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии), дефектологии, психологии, так как необходимо выявить причину и механизм нарушения развития, установить определить прогноз социализации и обучения, а также наметить пути и методы лечебно – коррекционной работы. При комплексном подходе к коррекции детей  врач, психолог, дефектолог должны выступать партнерами и взаимно дополнять друг друга, осуществляя различный подход к решению поставленной задачи. Когда психолог, логопед, дефектолог активно включаются в процесс коррекционной работы и выступают в нем как партнеры врача, взаимодействия их становятся более эффективными, а помощь более продуктивной.

Родителям, имеющим детей с проблемами в развитии, часто не хватает информации об организациях, которые предоставляют комплексную психолого – медико – педагогическую коррекционную помощь. Поиск квалифицированных специалистов затрудняется тем, что родители не знают критериев оценки при отборе педагогов, психологов, дефектологов, часто попадают в руки «горе – специалистов», нанося вред ребенку, упуская время для своевременного воздействия на задержку в развитии.

К сожалению, статистика отклонений от нормы развития в детской популяции неуклонно растет, а поэтому потребность  в высококвалифицированных специалистах и организациях, оказывающих комплексную коррекционную и профилактическую помощь семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии, остается достаточно высокой. Кроме того,  острой является проблема качества оказываемой помощи, которая напрямую зависит от квалификации и компетентности специалистов. От умения грамотно выявить причину нарушения или разграничить сходные по проявлениям состояния в поведении ребенка, подобрать эффективные методики коррекции, зависит прогноз развития ребенка.

Ранний и дошкольный возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Своевременная диагностика отклонений от нормы развития, комплексная коррекционно – развивающая и профилактическая работа с детьми младшего и дошкольного возраста, основанная на индивидуальном подходе, знаниях законов развития психики в онтогенезе, использование для коррекции сензитивных периодов открывает широкие возможности для компенсации и профилактики задержек в речевом и психическом развитии детей.

Опыт ведения диагностической и коррекционной работы показывает, что эти задачи эффективнее всего решаются в рамках нейропсихологического подхода к развитию психики детей. Нейропсихологическая диагностика объективно выявляет причины расстройства мозговой деятельности, позволяет раскрыть сущность неврологических диагнозов таких как СДВГ, энцефолопатия, ММД,  позволяет дифференцировать пограничные состояния и аномалии развития, определяет уровень текущего развития ребенка, позволяет составить индивидуальную коррекционную программу психолого – педагогического сопровождения с опорой на сильные стороны психического развития ребенка, т.е. отвечает требованиям комплексного индивидуального подхода к диагностике и коррекции детей.

Подытоживая  вышеизложенное,  хочется  отметить,  что  современная  дифференциальная диагностика способна выявить причины задержки или других отклонений в развитии.  Построенная на этих данных коррекционная  работа  с   детьми  младшего и дошкольного возраста позволяет компенсировать  задержку психического и речевого  развития. Чем раньше начата профилактика и коррекция, основанная на индивидуальном комплексном медико – психолого -  педагогическом  подходе к проблемам ребёнка, тем более положительным будет прогноз его  психического развития. Максимально положительных результатов можно добиться лишь тогда, когда  все участники процесса: психологи, дефектологи, логопеды, медики и родители будут являться партнерами, преследовать единые цели и последовательно решать совместно поставленные задачи во благо ребенка, при условии высокой квалификации, профессиональной компетентности специалистов занимающихся развитием детей.

Список литературы:

1.  Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста. - СПб.: Каро, 2000.

3. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992.

(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)