Гурцева Ольга Александровна
директор студии детского раннего развития «КАПИТОШКА»
преподаватель НОЧУ ДПО «ИПК «ВШППБ», психотерапевт,
Москва (Россия)
О способах коррекции детско-родительских отношений в период от 1 года до 3 лет в рамках детского центра раннего развития
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время, несмотря на большое количество детских центров раннего развития, в большинстве из них нет сбалансированного подхода к развитию ребенка. Анализ различных методик, применяемых в современных детских центрах, показал, что существует необходимость создания и внедрения новых методов и подходов к развитию ребенка, включающих в себя такую важную тему, как коррекция детско-родительских отношений на ранних этапах, т.е. в период от 1 года до 3 лет.
Для начала рассмотрим принятые в большинстве детских центров подходы, а именно: классический подход и методику Монтессори. В классическом подходе подразумевается исключительно групповая деятельность. Ведущую роль в процессе играет взрослый, полностью контролируя деятельность ребенка. Развивается в этот момент ровно то, что решил ведущий (педагог).
В отличие от классического подхода, система Монтессори строится на следующих принципах: принцип содействия естественному развитию; принцип взаимодействия с «подготовленной средой»; принцип свободы выбора в «подготовленной среде»; принцип индивидуальной активности в учении; принцип предметности в учении. Принципы согласуются с философскими взглядами Монтессори, с пониманием ею природы ребенка и процессов его развития, а также сущности и целей воспитания. [1] Таким образом, эта методика реализована исключительно через индивидуальную деятельность ребенка с незначительным участием взрослого. При этом полностью отсутствует навык групповой работы, и велик риск вытеснения взрослого из процесса. Развивающие группы, о которых сейчас идет речь объединяют общие условия: это группы определенного возраста: от 1 года до 3-х лет; посещать такие занятия возможно только с взрослым (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, няня и т.д.), на одного ребенка необходим один сопровождающий взрослый.
После того, как было собрано достаточное количество информации, был создан новый детский центр «Капитошка», в рамках которого были совмещены два направления: классическое и Монтессори, с добавлением авторских наработок и методик.
Краткая справка о деятельности центра.
Центр раннего развития «Капитошка» открыт для детей от 1 года до 7 лет. Направления работы центра:
- группы раннего развития от 1 года до 3-х лет,
- развитие речи и математических представлений от 3лет до 6 лет,
- музыка вместе с мамой от 1,6 до 3 лет,
- ИЗОтворчество от 3-х до 7 лет,
- беби инглиш с 3-х лет,
- проведение психологических семинаров и тренингов для родителей.
Проведем анализ работы центра, для чего рассмотрим краткое описание его деятельности.
В первую очередь, перед первым занятием родитель всегда информируется о том, что ему придется принимать активное участие в процессе совместной деятельности. Малыш будет получать знания, умения и навыки в условиях специально организованного пространства (сенсорная зона, сыпучая, водная, и т.д), работая по установленным правилам. А родитель будет разрешать возникающие текущие задачи, учиться выходить из конфликтных ситуаций между ним и ребенком, учиться комфортно проживать кризисные периоды, освобождать ребенка от манипуляционного общения, научаться бесконфликтному взаимоотношению и многое другое, чем необходимо овладеть для построения благоприятных детско-родительских отношений.
Общеизвестно, что только родитель несет ответственность за развитие и воспитание своего ребенка, поскольку по наследству передаётся только темперамент. Вырабатывая черты характера в течение жизни, мы можем корректировать полученный по наследству темперамент, доставшийся от бабушки, дедушки, мамы, папы, и именно родитель будет первым помощником в этом не легком, но очень благоприятном деле. Именно этому обучаются родители в указанном центре. Кроме того, выявляются недавно совершенные родителями в процессе воспитания ошибки, после чего родители начинают разбираться в ситуации и обучаются исправлять последствия таких действий, чтобы у ребенка не возникло глубокой психологической травмы. Под руководством педагога-психолога в процессе занятий ребенок и родитель учатся взаимодействовать по-новому, выстраивают наиболее гармоничные отношения. Комплексный подход к физическому, умственному, психическому и эмоциональному развитию ребенка позволяет проводить психопрофилактику и коррекцию отношений и психологического состояния ребенка и родителя.
Для более полного анализа приведем несколько примеров, где можно проследить формирование конфликта между родителем и ребенком и дальнейшее разрешение его.
Пример: «Зачем спрашивать о принятом решении, если не собираешься его учитывать»?
Занятие закончилось, и мама говорит своей дочери (1,8 года):
- Ну что, пойдем одеваться?
Ребенок остановился и пошел не в сторону выхода для того, чтобы одеться, а обратно в игровое пространство студии.
Мама:
- Ну-ка вернись, занятие закончилось, давай одеваться, и пойдем на улицу!
Ребенок протестует, но потом со скандалом одевается. Мама нервничает, между ними конфликт.
Педагог-психолог наблюдая за складывающейся ситуацией, молчит до тех пор пока ситуация не свершиться и затем вступает.
Педагог маме:
- А для чего вы спрашивали ребенка, если его ответ вас не интересовал? Что хотели сказать? Может быть не надо предлагать выбор там, где его нет, а просто сориентировать ребенка в данном моменте времени.
Таким образом, мы увидели, как мама сама создает конфликт с дочкой, и от него страдают обе. Она даже не замечает, что это дело её собственных рук. Психолог во время последующих занятий будет наблюдать за выполнением рекомендаций и корректировать при необходимости.
Специально организованное пространство и правила поведения в студии позволяют выявить и отработать конфликтные ситуации.
Пример:
Девочка должна убрать игрушку на место после того как завершила работу с ней - это обязательное правило работы в студии.
Мама:
- Ты будешь убирать?
Ребенок опять может решить не так как ожидает мама. Рекомендация – сказать ребенку:
- На, - протягивая игрушку, - ставь на место, и сразу пойдем дальше.
Ребенок не отягощен вопросами и не скован своими решениями, выбирает быстрое разрешение ситуации, ведь выход понятен: «ставь и пошли».
Взрослый человек привык все усложнять и не говорить напрямую - это и есть одна из основ конфликта. Например, часто родители говорят такие фразы на вышеописанную ситуацию во время занятия:
- Ну и кто это будет убирать?
- Ну и куда ты пошел?
- Ну и кому ты все это оставил?
Это тупиковые вопросы, поскольку мама, таким образом, вызывает на диалог своего полуторагодовалого ребенка, еще не способного к подобного рода взаимодействию. Для достижения положительного результата, родителю необходимо перестроить свое мышление, свою речь, и говорить то, что он действительно хочешь сказать.
Зачастую наблюдается ситуация, когда мать физически управляет ребенком: кладет руки ему на плечи, поворачивая его туда, куда ей сейчас кажется необходимым, вызывая тем самым высокую степень агрессии у ребенка, как следствия, постоянно пытающегося вырваться, сбежать, что-то схватить и бросить. При работе с таким родителем необходимо достичь снижения тревожности, показать последствия данной формы поведения по отношению к ребенку и выработать новую форму поведения.
Ввиду указанных проблем, встает вопрос о необходимости просветительской работы, информирования родителей о возрастных особенностях психического развития ребенка. В исследуемом детском центре рамках данной работы проходят семинары, посвященные прохождению возрастных кризисов, а при наличии соответствующих запросов – индивидуальные консультирования.
За учебный год (9 месяцев) семинары, в среднем, посещает 50 слушателей, группу раннего развития (от 1 до 3 лет) посещают около 250 детей в сопровождении 300 взрослых, из них 5% - няни, 5% - отцы, 10% - бабушки, 80% - матери.
В заключение можно сказать, что в данный момент ведется активная деятельность, направленная на развитие данного направления, идет процесс обмена опыта между профессионалами с целью открытия новых детских центров, обучающих бесконфликтному детско-родительскому общению и выстраиванию гармоничных и здоровых отношений.
Список литературы:
1. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори в парадигме реформаторской педагогики : Автореф…. дис. д. пед. наук. - М., 2004.
(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)