• Армянский пер. д.9/1/1 стр. 1
  • с 10:00 до 19:00 (вых. Среда)
  • +7(495)507-24-97
  • +7(495)771-04-33
Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Научно-практические конференции благотворительные и просветительские программы

Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

16 и 17 декабря 2023 года

Подробнее

Горбатенко Ольга Александровна,

 детский и семейный психолог,

 специалист по развитию и коррекции детей,

 Москва (Россия) 

 Проблемы  диагностики, профилактики и коррекции нарушений в развитии детей младшего и дошкольного возраста

Раннее предупреждение, диагностика, и коррекция психических и речевых нарушений у детей  вызванных как органическими, так и социальными факторами является на сегодняшний день одной из актуальных проблем детской психологии, дефектологии, логопедии, специальной педагогики, неврологии, психиатрии. Нарушения нормального функционирования нервной системы в раннем возрасте приводят к парциальным отклонениям в формировании высших психических функций, а это сказывается на темпах психического развития детей. Отсюда разного рода задержки психического, речевого, интеллектуального развития. Повышение показателей нарушения в развитии детей раннего, младшего и дошкольного возраста актуализирует проблему раннего выявления и своевременной коррекции  нарушений в развитии у детей.

Для решения этой проблемы диагностика развития детей должна носить комплексный характер, т.е. при ее проведении необходимо учитывать данные клинической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии), дефектологии, психологии, так как необходимо выявить причину и механизм нарушения развития, установить определить прогноз социализации и обучения, а также наметить пути и методы лечебно – коррекционной работы. При комплексном подходе к коррекции детей  врач, психолог, дефектолог должны выступать партнерами и взаимно дополнять друг друга, осуществляя различный подход к решению поставленной задачи. Когда психолог, логопед, дефектолог активно включаются в процесс коррекционной работы и выступают в нем как партнеры врача, взаимодействия их становятся более эффективными, а помощь более продуктивной.

Родителям, имеющим детей с проблемами в развитии, часто не хватает информации об организациях, которые предоставляют комплексную психолого – медико – педагогическую коррекционную помощь. Поиск квалифицированных специалистов затрудняется тем, что родители не знают критериев оценки при отборе педагогов, психологов, дефектологов, часто попадают в руки «горе – специалистов», нанося вред ребенку, упуская время для своевременного воздействия на задержку в развитии.

К сожалению, статистика отклонений от нормы развития в детской популяции неуклонно растет, а поэтому потребность  в высококвалифицированных специалистах и организациях, оказывающих комплексную коррекционную и профилактическую помощь семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии, остается достаточно высокой. Кроме того,  острой является проблема качества оказываемой помощи, которая напрямую зависит от квалификации и компетентности специалистов. От умения грамотно выявить причину нарушения или разграничить сходные по проявлениям состояния в поведении ребенка, подобрать эффективные методики коррекции, зависит прогноз развития ребенка.

Ранний и дошкольный возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Своевременная диагностика отклонений от нормы развития, комплексная коррекционно – развивающая и профилактическая работа с детьми младшего и дошкольного возраста, основанная на индивидуальном подходе, знаниях законов развития психики в онтогенезе, использование для коррекции сензитивных периодов открывает широкие возможности для компенсации и профилактики задержек в речевом и психическом развитии детей.

Опыт ведения диагностической и коррекционной работы показывает, что эти задачи эффективнее всего решаются в рамках нейропсихологического подхода к развитию психики детей. Нейропсихологическая диагностика объективно выявляет причины расстройства мозговой деятельности, позволяет раскрыть сущность неврологических диагнозов таких как СДВГ, энцефолопатия, ММД,  позволяет дифференцировать пограничные состояния и аномалии развития, определяет уровень текущего развития ребенка, позволяет составить индивидуальную коррекционную программу психолого – педагогического сопровождения с опорой на сильные стороны психического развития ребенка, т.е. отвечает требованиям комплексного индивидуального подхода к диагностике и коррекции детей.

Подытоживая  вышеизложенное,  хочется  отметить,  что  современная  дифференциальная диагностика способна выявить причины задержки или других отклонений в развитии.  Построенная на этих данных коррекционная  работа  с   детьми  младшего и дошкольного возраста позволяет компенсировать  задержку психического и речевого  развития. Чем раньше начата профилактика и коррекция, основанная на индивидуальном комплексном медико – психолого -  педагогическом  подходе к проблемам ребёнка, тем более положительным будет прогноз его  психического развития. Максимально положительных результатов можно добиться лишь тогда, когда  все участники процесса: психологи, дефектологи, логопеды, медики и родители будут являться партнерами, преследовать единые цели и последовательно решать совместно поставленные задачи во благо ребенка, при условии высокой квалификации, профессиональной компетентности специалистов занимающихся развитием детей.

Список литературы:

1.  Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста. - СПб.: Каро, 2000.

3. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992.

(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)