• Армянский пер. д.9/1/1 стр. 1
  • с 10:00 до 19:00 (вых. Среда)
  • +7(495)507-24-97
  • +7(495)771-04-33
Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Научно-практические конференции благотворительные и просветительские программы

Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

16 и 17 декабря 2023 года

Подробнее

Масловский Сергей Иванович, психотерапевт,

 Президент Союза «ПКП»

 Москва (Россия) 

 Роль духовно-ориентированной психотерапии в современном консультировании клиента с психосоматическими расстройствами

Помощь страждущим во все времена основывалась на принципах любви и вытекающих из нее качеств: сострадания, милосердия, терпимости, жертвенности. И первостепенной задачей специалиста является не только утешение, сострадание, сопереживание  - что немаловажно, - но и правильный, профессиональный подход. Неважно, каких сфер жизни они касаются: физического здоровья, семейного благополучия, рождения детей, создания семьи, работы, или материального благополучия.

Главное для человека, обращающегося за помощью - это профессионализм психолога, консультанта, психотерапевта. Качество такой помощи напрямую зависит от профессиональной подготовки и квалификации специалиста, которая, в свою очередь, складывается из уровня образованности, профессиональной квалификации, глубины познания человеческого естества, или, как мы говорим на нашем языке, от уровня осознания самого специалиста. А также заложенной в нем природы его личности, способностей, других субъективных возможностей.

Исходя из сложившейся атмосферы на заре развития психотерапии, где большинство основоположников этой науки, были атеистами.  Где «инакомыслящие», то есть верующие, подвергались, иногда и теперь подвергаются особо строгой критике и даже высмеиванию. Им даже приписывают коллективный невроз.

З. Фрейд применил принципы разработанного им психоанализа к вопросу о происхождении и существовании религии, назвав невроз индивидуальной религиозностью, а религию - универсальным коллективным неврозом[4]. В аналитической психологии К.Г. Юнга религиозные представления выступают как продукты «религиозного бессознательного», а оно, в свою очередь, как «базовый религиозный феномен»[5, с.12]. К сожалению, такой стереотип можно встретить не только в психоанализе.

Соответственно, отношение психологов к духовности часто, мягко говоря, предвзятое, что ограничивает их возможности.

Лишенная знаний и понимания действий Духовного Закона,  бездуховная психология выглядит как стерилизованная и  остается бесплодной. Так, например, необходимо обратить внимание, что «часто причины болезни пациента находятся в психогенетической плоскости, в его  наследственности, они сокрыты в духовной составляющей его души, в виде неосознанных унаследованных ценностей, как позитивных, так и негативных»[2].

Эти ценности определяют всю жизнедеятельность человека и влекут его к их достижению (как осознанно, так и неосознанно). Негативными ценностями являются зависимости и страсти. Влечение человека к их удовлетворению ограничивается механизмами защит, но не теми, которые описаны у Анны Фрейд, а защитами духовного порядка.

Так, например, травмирующее событие в жизни любого человека, может выполнять функцию сдерживания унаследованных им страстей. Часто это происходит в детстве посредством психической травмы. Таким способом у ребенка блокируется унаследованная зависимость. Однако практически всегда первопричина психических проблем человека лежит в духовной плоскости.

Далее рассмотрим в виде примера фрагмент естественной жизни души. Душа человека, по аналогии с телом, имеет нужду в удовлетворении жажды  - духовной. Неосознаваемая большинством людей жажда души рано или поздно становится настолько явной, что игнорировать её становится невозможным. Тогда человек и начинает искать источник для удовлетворения этой потребности.

Благодаря именно этому желанию многие неосознанно погружаются, например,  в изучение оккультных, мистических, духовных практик, ища там ответы на свои вопросы. Вместо удовлетворения, находят разочарование и множество дополнительных вопросов и клубок их проблем растет.

Естественные, закономерные потребности души в свойственной ей духовной пище большинством специалистов даже не рассматривается. Этот момент особенно важен для нашего понимания как специалистов, постоянно работающих с клиентом в плоскости его душевных запросов,  в том числе касающихся и его здоровья.

Современное общество, в силу небезызвестных обстоятельств, утратило связь со своими корнями, с тем источником человеческой природы, в котором и содержится столь необходимая пища для души.

Под корнями имеется ввиду вытравленная вера в Бога, что тянется из предыдущих поколений, которые под страхом смерти вынуждены были признать ложные ценности, принять их и попасть от них в зависимость, отвергнув истину. А с принятием ложных произошла подмена истинных ценностей. Постепенно эти ценности укоренились и в духовной части души, а у многих они стали составной частью их природы. «Человек есть личный, свободный и ответственный дух, и религия начинается с личной духовности»[1, с.55].

Духовная составляющая души проявляется в нравственности человека, в его поступках и поведении. Прослушав запрос и жизненную историю клиента, всегда можно сказать о направленности его личности и состоянии его души. И на что он тратит свои жизненные силы - как тот огромный корабль, который  управляется маленьким рулем, так часто и вся его жизненная энергия, все силы и умения человека движутся в направлении удовлетворения ценностей (как положительных, так и отрицательных).

Подмена ценностей увлекает человеческую душу в противоестественном направлении. И, как результат, через какое-то время человек начинает получать сигналы об этом в своей повседневной жизни в виде различных нестроений, а затем и в проявляющихся болезнях. Ложные ценности могут увести человека от истинных, от цели и смысла жизни.

В своем естественном, здоровом состоянии, человек направляется по жизни заповедями, которые, в свою очередь, являются предупреждениями и ограничителями, удерживающими человека в рамках гармонии духовного закона.

Нарушая заповеди, человек нарушает этот закон, и тем самым причиняет себе страдания. Последствия такой безрассудной храбрости несравнимо превосходят нарушения физических законов, как, например, сидение на раскаленной плите. Такие предупреждения, или заповеди любви, являются основой духовно-нравственного воспитания человека. Посредством исполнения заповедей человек может вернуться к своему естеству, обретая смысл в жизни и достигая ее истинной цели.

В этом и заключается помощь духовно-ориентированного психотерапевта - вернуть клиента к его естеству и помочь восстановить утраченную им человеческую природу. И что немаловажно, перестать вредить самому себе и заниматься самонаказанием. Потому что болезнь мы можем рассматривать в том числе, как элемент самонаказания.

Духовно-ориентированная психотерапия открывает перед нами знания природы человека и структуры духовного закона, которые могут успешно применяться в рамках современного психологического консультирования и психотерапии, и позволяет приблизиться к источнику первопричин, влияющих и управляющих психическими процессами, которые, в свою очередь, проявляются в теле физическом, как на контурной карте души.

Зная о том, что естественно для нашей природы, а что противоестественно, можно, исследуя анамнез клиента, найти, где и в какое время, и кем из предков произошло нарушение этих законов,  и затем помочь скорректировать нравственную и ценностную устремлённость личности данного пациента.

Самонаказание при нарушении ограничений духовного закона, можно отменить в том случае, если человек принес раскаянное покаяние и обрел неложные, нелицемерные дела веры - смирение, Богомыслие, молитву. Внешняя, обрядовая, лицемерная вера не ведет к Богообщению и просвещению от Духа Святого.

Тысячелетний практический, святоотеческий опыт врачевания (лечения) души, изложен в трудах величайших подвижников, познавших опытным путем в мельчайших подробностях духовно - душевно - телесные законы.[3]

Свобода человеческой природы, позволяет каждому человеку делать свои выборы на каждом шагу и каждом мгновении в течение своей жизни. Определяется этот выбор, как и  дальнейший жизненный путь, его духовными ценностями. Изменяя ценности, человек изменяет и течение своей жизни, во благо или во вред, как для себя лично, так и для последующих поколений.

Поэтому, зная какими ценностями руководствуется наш клиент сегодня, мы можем понимать и иногда даже знать, как могут жить его потомки и какую психосоматическую судьбу они получили в лице своего предка. Выбор за клиентом.

Список литературы:

1. Ильин И.А. Психология религиозности и мистицизма. О субъективности религиозного опыта. – М., 1993.

2. Митрополит Иерофей Влахос Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души //  azbyka.ru /tserkov/ duhovnaya_zhizn/ psihologiya/ mitropolit_irofey_pravoslavnaya_psihoterapiya

3. Святитель Феофан Затворник Путь ко спасению // azbyka.ru /otechnik /Feofan_Zatvornik/pjat-pouchenij-o-puti-ko-spaseniju

4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1991.

5. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)