• Армянский пер. д.9/1/1 стр. 1
  • с 10:00 до 19:00 (вых. Среда)
  • +7(495)507-24-97
  • +7(495)771-04-33
Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Научно-практические конференции благотворительные и просветительские программы

Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

16 и 17 декабря 2023 года

Подробнее

Грошева Светлана Степановна,

ведущий психолог НУЗ «ОБ на ст. Муром ОАО «РЖД»,

преподаватель ИПК «ВШППБ»,

Муром (Россия)

Опасности и возможности личностного кризиса

Личностный кризис представляет собой критический момент в жизни человека (личности), когда он находится в ситуации, затрудняющей или даже лишающей его возможностей реализации жизненного замысла, фрустрирующей жизненный смысл личности. Такая критическая ситуация всегда связана с внутренними переживаниями и событиями, происходящими с человеком в жизни: несчастный случай, болезнь, травма, смерть близких, измена, развод, одиночество, потеря работы и т.д.

Однако критической ситуацией, которой может быть также вызван личностный кризис, могут быть не только лишь печальные переживания, вызывающие отрицательные эмоции. Пусковым механизмом кризиса личности могут стать и позитивные моменты, такие как влюбленность, бракосочетание, рождение ребенка или продвижение по карьерной лестнице.

В целом часто представляется сложным найти внешнюю причину кризиса, при этом человек чувствует внутреннюю неудовлетворенность, может даже потерять интерес к жизни и ее смысл. Следует отметить, что последствия критических событий в жизни весьма противоречивы: иногда серьезное потрясение может не вызывать сильную реакцию, а какое-то маленькое неприятное событие может активизировать «волну» негативных эмоций и ответных реакций, по принципу «последней капли», то есть причина личностного кризиса и механизмы реагирования на него являются индивидуальными для каждого человека.

В этой связи важно понять внутреннюю суть личностного кризиса, механизм его возникновения с точки зрения психологии индивида, которая представляет собой конфликт между старым и новым, привычным прошлым и возможными изменениями в будущем, между своим реальным и желаемым «Я».

Кризис погружает индивида в маргинальное положение (нейтральную зону) – такое состояние, когда привычные установившиеся сценарии мышления и поведения человека перестают работать, а новые – еще не созданы. Это состояние можно описать как положение «между небом и землей», которое Э. Йоманс описывает, как «время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения» [5]. В такие периоды человек находится в так называемом пограничном состоянии, о чем свидетельствует появляющееся сопротивление, которое скрывает за собой страх изменений, страх отойти от привычных и безопасных стереотипов и искать новое неизведанное в себе и в окружающем мире.

Большинство психологов, как отечественных, так и зарубежных, которые изучали и изучают вопросы кризисной психологии, считают, что личностный кризис является первопричиной серьезных изменений личности, которые могут быть и позитивными (созидательными, конструктивными, интегрирующими), и негативными (разрушительными, деструктивными, разъединяющими).

Из вышесказанного следует, что можно выделить два основных подхода к разрешению кризисной ситуации. Первый заключается в том, что индивид идет на риск: открывается новым возможностям и преодолевает страх изменений. Таким образом, в соответствие с трудами Р. Ассаджиоли он реализует «базовое стремление к росту» [1]. В этом случае человек повышается в своем развитии и переходит на новую ступень, приобретает новый опыт, знания о себе и о мире.

Второй подход заключается в сохранении существующего жизненного уклада. Когда речь идет о серьезных переменах, они, несомненно, вызывают тревогу. Большинство исследователей, изучавших такое явление как «тревога», считают, что «личностный рост» и «тревога» - неразделимые понятия. Таким образом, человек часто останавливается в своем развитии, когда реализует свою потребность в безопасности путем сохранения существующего образа жизни.

В этой связи, чтобы развиваться и актуализировать свои потенциальные возможности, человеку необходимо научиться справляться с различными критическими ситуациями и правильно переживать личностный кризис, что подтверждает важность, актуальность и социальную востребованность оказания психологической помощи людям, оказавшимся в кризисных ситуациях.

Очень часто критические ситуации заставляют человека усомниться в возможности их преодоления. Люди понимают, что кризис – это переход от одного способа бытия к другому, только тогда, когда они находятся вне критической ситуации. Однако, как только наступает кризис, у людей появляется ощущение, что он никогда не пройдет, и у них не получится выйти из критического состояния, они воспринимают его как окончательное крушение жизни.

В связи с этим можно выделить характерные переживания человека, находящегося в кризисной ситуации, такие как неразрешенные проблемы, чувство безнадежности и беспомощности, экзистенциальные мысли. В описываемый момент времени индивид особо остро ощущает отсутствие внутренней опоры, утрачивает связи с реальным миром и с окружающими его людьми, существовавшие до сих пор жизненные цели становятся для него неактуальны и т.д.

В описанном состоянии человек может совершать действия, обеспечивающие немедленное решение проблемы. К таким разрушительным способам выхода из личностного кризиса относятся нервно-психические и психосоматические расстройства, алкогольная или наркотическая зависимость, социальная дезадаптация, посттравматический стресс, суицид, криминальное поведение и другие возможные поступки, свидетельствующие о сильном психическом расстройстве. То есть, если не обеспечить правильный выход из кризиса, это может привести личность к деструктивному поведению и затруднить процесс дальнейшего личностного роста и развития.

Однако личностный кризис представляет не только опасность для индивида, но и возможность его изменения, выхода на новый этап развития личности. Переживание личностного кризиса может также стать источником силы, - в этом его позитивный аспект. В данном случае личностный кризис может стать для человека возможностью изменить себя и свою жизнь, научиться чему-то новому, переосмыслить, а иногда и впервые осознать свой жизненный путь, собственные цели, ценности, отношение к себе и к другим людям.

Правильный выход из кризисной ситуации позволяет человеку повысить уровень своего развития и стать более зрелой личностью. К примеру, чешские психологи – супруги Гроф – пишут: «если правильно понять кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называют высшим сознанием» [3]. Похожие мысли и идеи выражали в своих работах такие психологи, как К.Г. Юнг [8] и Р. Ассаджиоли [1].

Таким образом, видно, что ситуация считается кризисной тогда, когда человек перестает видеть возможные адекватные выходы из нее, но в тоже открыт для получения нового опыта, то есть личностный кризис может быть основанием для положительных перемен и стать своеобразным личным опытом. Тот негатив, который человек испытывает, когда переживает личностный кризис, подталкивает его к поиску новых путей решения, новых ресурсов, к получению новых навыков и, как следствие, к дальнейшему развитию.

В этом случае выбор зависит лишь от самого человека, что доказывает основные положения экзистенциально-гуманистического направления психологической науки и позволяет определить основные пункты («опорные пункты») в вопросах оказания психологической помощи клиенту, который обратился к специалисту с проблемой личностного кризиса.

Среди таких «опорных пунктов» можно выделить помощь клиенту в:

- поиске и определении смысла его жизни и смысла переживаемого личностного кризиса;

- осознании и принятии на себя ответственности за свои действия, чувства и жизнь;

- воссоединении духовной и телесной составляющих своей личности;

- понимании того, что жизнь постоянно изменяется, и воспитании терпимости к ней;

- сближении со своим «внутренним ребенком»;

- решении психологических травм и борьбе со страхами;

- стремлении к личностному росту и осознании понятия смерти, а также выработке рационального отношения к ней, поскольку она является неизбежной реалией нашей жизни [2].

Наиболее эффективным методом при работе с личностным кризисом является метод кризисной интервенции, опирающийся на теории кризиса, разработанные Э. Линдеманном, и концепции стадий жизненного цикла и кризиса идентичности, предложенные Э. Эриксоном [6].

Смысл кризисной интервенции заключается не в решении сразу самой проблемы, а в поиске возможностей работы над ней (это объясняется тем, что большинство проблем, которые возникают при возникновении личностного кризиса, невозможно немедленно решить). Важно отметить, что одним из наиболее важных принципов кризисной интервенции является то, что психолог не должен совершать попытки изменения чувств клиента, а только направляет их в более конструктивное русло.

В период личностного кризиса не следует заниматься решением старых проблем, поскольку в кризисном состоянии у клиента не хватит сил для того, чтобы справиться с ними. Соответственно, для психолога важно определить проблемы прошлого и отделить их от настоящих кризисных событий, а затем направить все силы на решение актуальной проблемы именно в данный момент [4].

То есть важным представляется психологическая помощь в решении проблем, которые существуют «здесь и сейчас», не вдаваясь в подробности прошлых проблем клиента, даже если они имеют связь с актуальной в настоящее время проблемой.

При работе с личностным кризисом психологу рекомендуется использовать навыки активного слушания, перефразирование, отражение чувств, прояснение, присоединение чувств к содержанию, подстройки, ведения, опоры на ресурсы личности.

Кроме того, при работе с личностным кризисом чрезвычайно важно говорить с клиентом о двух противоположных сторонах этого кризиса. С одной стороны, кризис представляет собой период разрушения, а с другой, - период созидания. Важно отметить, что эти периоды сопутствуют процессу роста и развития личности. Ничего нельзя приобрести, при этом ничего не утратив или также невозможно постоянно нести потери, ничего не приобретая взамен.

Особенность двух указанных выше состояний состоит в том, что, находясь в одном состоянии, другое для человека остается скрытым. Однако это не значит, что его не существует; человек может просто не замечать его. Другая особенность заключается в существовании закономерностей каждого из процессов (разрушения, созидания). Оба эти процесса развиваются и существуют в соответствии с определенными законами, и все события процессов имеют логическую связь друг с другом. В данном случае проблема состоит в том, что, пребывая, например, в состоянии разрушения, клиент часто не может увидеть «обратную сторону медали». И только лишь при переосмыслении и прохождении через это состояние, человек может понять, что получил позитивный опыт при том, что в период личностного кризиса его переживания были крайне негативными и лишенными разумного смысла.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что личностный кризис представляет собой решающий, поворотный момент в жизни каждого индивида. Человек труднее переживает кризисные моменты, когда сопротивляется и не принимает перемены, происходящие в его жизни. Причины кризиса и ответные реакции на него имеют свою специфику для каждого индивида, поэтому в процессе работы с кризисными состояниями личности психологу важно не давать преждевременных оценок и не высказывать предположения о причинах личностного кризиса. Следует обратить пристальное внимание на действительную причину возникшей проблемы и отличить ее от провоцирующего фактора. Личностный кризис происходит обычно в том случае, когда человек не видит возможные пути решения существующей проблемы, в результате чего появляется так называемое «туннельное видение» [7].

Таким образом, в процессе консультативных встреч представляется важным расширение границ осознаваемого для клиента, что позволяет ему увидеть возможные позитивные выходы из сложившейся кризисной ситуации.

Список литературы:

1) Ассаджиоли Р. Постижение Высшего Я и психологические расстройства // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997.

2) Баканова А.А. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

3) Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995.

4) Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. — СПб.: Речь, 2004.

5) Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997.

6) Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 1998.

7) Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004.

8) Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – СПб.: Речь, 2002

(С) Сборник материалов второй международной научно-практической конференции "Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение" 19-20 декабря 2015 года.

Гладкова Анна Леонидовна, психолог,

заместитель начальника Отдела корпоративного развития

концерна «Крост»,

Москва (Россия)

Сбережение эмоционального ресурса сотрудника при увольнении в условиях экономического кризиса

В 2014 году в России наступил экономический кризис.  Произошел спад на многих производствах и в различных сферах бизнеса, в связи с чем, многие люди столкнулись с проблемой потери работы: увольнением или сокращением.  И, по мнению многочисленных экспертов, количество людей, потерявших работу, в 2015-2016 году будет еще расти.

В связи с этим действительно становится актуальным вопрос о том, как вести себя работникам, которые неожиданно потеряли свое рабочее место, и как пережить неожиданное увольнение?

Обратимся к Толковому словарю русского языка. Работа – это процесс превращения одного вида энергии в другой; вообще нахождение в действии [1]. Соответственно безработица – это нахождение в бездействии. Таким образом, мы видим, что работа обладает очень важной функцией в нашей жизни. Фактически это тот источник энергии, который должен функционировать постоянно «превращаясь из одного вида энергии в другой».

И если человек вдруг теряет работу, то на какое-то время он становится практически «обездвиженным», а это является для него сильнейшим стрессом.

По шкале стрессов потеря работы – одно из самых сильных человеческих переживаний. По накалу страстей оно уступает разве что разводу или смерти близкого человека. Особенно, если речь идет об увольнении. [2]

Итак, если сотруднику сообщили, что он уволен, какими должны быть его действия?

Во-первых, необходимо постараться сохранять эмоциональное спокойствие. Поговорить с руководителем, спокойно выслушав причины увольнения. Обдуманное восприятие этой информации поможет избежать ошибок в будущем, либо сотрудник успокоит себя, поняв, что у руководителя просто не было другого выхода.

Во-вторых, не стоит устраивать истерик и обижаться на весь мир. Важно постараться извлечь максимальную пользу из сложившейся ситуации. Стоит попросить у руководителя рекомендации о работе для предоставления их будущему работодателю. В современном мире иметь положительные рекомендации с предыдущего места работы очень важно, это всегда свидетельствует о том, что речь идет о достойном работнике и профессионале.

В-третьих, если увольнение происходит в связи с трудным финансовым положением в компании, возможно обсудить с руководителем возможность вернуться, в том случае, если все наладится.

В-четвертых, важно попрощаться с коллегами. Можно написать всем письмо на почту об уходе из компании, и о том, что приятно было с ними сотрудничать. Тем самым сотрудник оставит о себе приятное впечатление, и будет иметь шанс, что кто-нибудь из коллег порекомендует его своим знакомым работодателям.

В-пятых, стоит сообщить всем своим знакомым, об уходе из компании, чтобы они также могли порекомендовать сотрудника своим знакомым работодателям.

В-шестых, необходимо начинать искать работу в тот же день, когда было сообщено об увольнении.

Потеряв работу, человек получает огромное количество свободного времени. Как правило, люди воспринимают это время как некий «тайм-аут» - «перерыв», и используют его для того чтобы отдохнуть, наконец-то выспаться или съездить куда-нибудь отдохнуть, чтобы решить все свои бытовые и организационные вопросы.  И здесь очень важно понимать, что для более эффективного поиска работы этот «перерыв» в работе не должен затянуться.  Иначе человек начинает расслабляться, и у него появляется ощущение пустоты, нереализованности и невостребованности, что влечет за собой различные депрессивные состояния, что само по себе может серьезно мешать человеку найти новую работу.

Поэтому, при поиске работы, человеку необходимо сразу выработать четкую стратегию дальнейших действий:

  1. Чтобы не расслабляться, лучше стараться сохранять привычный для себя образ жизни:

- ложиться и просыпаться в одно и то же время;

- продолжать ходить в спортклуб, театры, выставки, библиотеки;

- встречаться с друзьями по вечерам или по выходным, как и раньше;

- вести активный образ жизни.

  1. Ежедневно заниматься поиском работы: размещать и обновлять резюме на сайтах, просматривать объявления, звонить работодателям, ходить по собеседованиям, читать профессиональную литературу, посещать вебинары и интересные выставки.
  2. В свободное время заняться своим здоровьем: постараться выспаться и наладить режим питания.

Самое главное при поиске работы – всегда находиться в активном действии! Когда человек теряет работу, он испытывает массу различных деструктивных чувств и эмоций. Это чувство вины и обиды, гнев и агрессия на происходящую несправедливость, потеря уверенности в себе и снижение самооценки, и еще множество различных отрицательных эмоций.

В этот момент человеку следует остановиться, задуматься: «А что, собственно говоря, происходит?», «Действительно, почему это увольнение коснулось именно меня?».

Практика показывает, что работодатели в первую очередь стараются избавиться от следующих категорий работников:

  1. Первая категория – это так называемые «люди из прошлого». Они приходят на новую работу, у них горят глаза и им все нравится. Но со временем они становятся менее активными, а чаще всего попросту инертными. Им становится все скучным и неинтересным. Работа перестает доставлять им моральное удовлетворение. И они начинают жить по инерции, таким образом, становясь не интересными ни работодателю, ни самим себе.
  2. Вторая категория – это так называемые «трудоголики». Первое время они очень устраивают своих руководителей, потому что, они исполнительны, и всегда предоставляют работу в срок. На них можно положиться, и на них можно «взвалить» много разнообразных дополнительных задач. Но со временем, эта категория работников перестает быть интересной для своих работодателей. Т.к. все свое время они посвящают работе, и становятся просто скучными исполнителями. Они не интересуются жизнью, не посещают выставки, театры, не встречаются с друзьями, и живут по схеме: работа-дом. Поэтому, не стоит от них ждать высоких результатов или интересных идей. Это могут дать только люди увлекающиеся и живущие активной интересной жизнью, наполненной разнообразными увлекательными встречами.

Таким образом, можно сделать вывод: что работа должна быть источником удовольствия, и приносить работнику, в первую очередь, удовлетворение и радость. В противном случае, он всегда рискует быть уволенным.

Оказание психологической помощи уволенному человеку:

  1. В первую очередь необходимо привести человека в ресурсное состояние. Человек, потерявший работу, как правило, сильно разбалансирован, поэтому его нужно вернуть в «здесь и сейчас» с помощью специальных техник.
  2. Для снятия общего стрессового состояния необходимо переработать возникшие деструктивные чувства (агрессию, обиду, вину, сомнения и т.д.).
  3. Если при увольнении, у человека возникает какая-либо конфликтная ситуация – ее необходимо разобрать. Так как, любой конфликт несет в себе как конструктивные, так и разрушительные последствия.
  4. Необходимо обсудить самооценку человека, его видение себя как профессионала, понимание своих конкурентных преимуществ, профессионального опыта, его достижений, профессиональных качеств, его имидж, ценности, все то, что имеет непосредственное отношение к будущей работе.
  5. Необходимо разработать четкий пошаговый план действий по поиску новой работы. Важно объяснить человеку, что потеря работы – это не трагедия. А поиск новой работы – это всего лишь очередной этап развития его деловой карьеры.
  6. Если человек испытывает действительно серьезные трудности в поиске новой работы, можно порекомендовать ему обратиться в специализированные кадровые агентства за консультацией по составлению грамотного резюме.
  7. Дополнительно можно дать рекомендации о том, как правильно себя вести на собеседовании, и о том, как успешно адаптироваться на новом месте работы.

При работе с увольнением человека, психолог может использовать такие техники, как: работа с мандалой; переработка деструктивных чувств (Арт-ре-транс); тест Геринга; техника «Мотивация на достижение успеха»; фототехника «Моя работа»; различные аффирмации и трансовые техники.

Список литературы:

1) Толковый словарь русского языка - ozhegov.slovaronline.com (http://ozhegov.slovaronline.com/Р/РА/28434-RABOTA)

2) Как пережить увольнение? Советы психологов – статья из газеты: «Аиф. Здоровье» №45 06/11/2008

(С) Сборник материалов второй международной научно-практической конференции "Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение" 19-20 декабря 2015 года.

Масловский Сергей Иванович, психотерапевт,

Президент Союза «ПКП»,

Москва (Россия)

О деструктивных моделях поведения матери, оказывающих влияние на полоролевую идентификацию сына

Согласно статистическим данным, распространенность лиц с нарушением полоролевой идентификации в России составляет 1/55000 человек. По гендерному признаку генетических мужчин с нарушением полоролевой идентификации в восемь раз больше, чем генетических женщин. Каждый год растет количество семей, состоящих из матери и одного ребенка. К сожалению, фраза «родила ребенка для себя», у многих на слуху. Поскольку семья служит источником половой идентификации, рассмотрим те трудности, которые могут возникнуть при воспитании сына у мамы-одиночки или в полной семье, но в которой наличествуют межличностные конфликты, опираясь на примеры из практики психологического консультирования.

Саша, 8 лет. Запрос при обращении: при наступлении учебного процесса у него ухудшается самочувствие, страдает частыми простудными заболеваниями; в школе является объектом насмешек, друзей среди мальчиков нет.

Анализ семейной ситуации. Отец покинул семью, когда Саше было 2 года 3 месяца. Мама, испытывая обиду, запрещает ему принимать участие в воспитании сына.

Причина неспособности Саши самоутвердиться в коллективе сверстников заключается в том, что «если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось 5-6 лет, то сын впоследствии часто оказывается зависимым от своих сверстников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи» [2, с.78]. Мальчики, фактически с момента рождения, живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом. Поскольку первичной была идентификация с матерью (фемининная), в данном случае налицо нарушение поведенческого аспекта полоролевой идентификации (усвоения типичной для мужского пола модели поведения), основу которой составляет подражание отцу в напористости, уверенности, ответственности, деловитости и т.п. У Саши, воспитанием которого занимается только мама, подавляющая его своим авторитетом, наблюдается развитие «женских» черт характера: зависимость, излишняя мягкость, пассивность и т.п.

Формы работы психолога. С мамой: проводилось индивидуальное консультирование по проработке формы психологической защиты «проекция», чувства обиды, рассматривались возможности и способы привлечения отца к воспитанию. С отцом: индивидуальное консультирование с целью объяснения необходимости участия отца в воспитании, обучения техникам полоролевой идентификации сына. Групповая терапия матери и отца с целью переориентации их установок с учетом потребностей Саши. В присутствии психолога родители смогли обсудить проблемы, возникшие у сына, была выработана тактика общения с ним. Цель - изменить первоначальную, фемининную идентификацию, на мужскую.

Петя, 4 года. Запрос при обращении: отказ спать в детском саду во время «тихого часа», требование от воспитателя детского сада, чтобы ложилась вместе с ним; конфликты с детьми в ДОУ и на улице, инициатором которого является Петя; требует, чтобы на него не смотрели, когда он раздет.

Анализ семейной ситуации. Семья полная - мама и папа. Проживают в однокомнатной квартире. В последнее время в семье участились конфликты между супругами, после которого мама ложится спать в кровать сына.

Причина отказа Пети спать одному обусловлен привычкой засыпать вместе с мамой, сопровождаемый ощущением комфорта и безопасности. Подобное поведение мамы продиктовано ее эгоцентрическим поведением, формирующим у сына инфантильность личности. 4-х летний возраст является кризисным периодом половозрастной идентификации, тесно связанным с формированием образа «Я». Если мама продолжит спать с сыном, это может привести к нарушению половозрастной идентификации мальчика в дальнейшем.

Причина конфликтов с детьми в ДОУ и на улице является отражением модели семейных взаимоотношений, т.к. дети, подражая поведению референтных лиц (в этом возрасте родителей), «отзеркаливают» их модели поведения.

Требование Пети, чтобы на него не смотрели, когда он раздет - этот паттерн поведения соответствует нормальному психосексуальному развитию 4-х летнего ребенка.

Формы работы психолога. С мамой: в ходе индивидуального консультирования было разъяснено, что в данном возрасте сын должен привыкнуть спать один. С папой: индивидуальное консультирование с целью выработки тактики общения с сыном, формирования у него «мужского» поведения. Совместно с родителями проводились: консультирование по повышению уровня когнитивной осведомленности о половозрастной идентификации ребенка, влиянии родительских отношений на формирование личности; тренинги по улучшению рефлексии взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком; тренинги по чувственной коммуникации (овладение умениями активного слушания, выражения чувств, практического использования принципа «оба правы» в семейном общении).

 Костя, 9 лет. Запрос при обращении: агрессивность, озлобенность, проявляемые в отношении с мамой; трудность установления взаимоотношений со сверстниками.

Анализ семейной ситуации. До 3-х лет Костя жил с бабушкой в деревне, затем мама забрала его в Москву. Воспитывает сына одна, мать-одиночка. Об отце никогда сыну ничего не рассказывала, хотя он интересовался. Стиль воспитания – гиперопека. Живут в комнате в коммунальной квартире. Спят на 2-х ярусной кровати - мама на первом ярусе, сын на втором.

Причина агрессии Кости в отношении матери заключается в ее доминировании и подавлении всех попыток сына проявлять самостоятельность и независимость. Противоречивость половой роли - маскулинность мамы, которая дезорганизовала ролевое поведение сына. Из-за отсутствия мужской модели поведения, развилась так называемая «компенсаторная мужественность» [1, с. 124], проявлением которой являются такие качества, как агрессивность и желание перечить взрослым. Необходимо учитывать и такие факты, что мальчикам для их полноценного психического развития требуется большое личное пространство, а процесс идентификации приостанавливается в период развития самосознания (с 10 лет у мальчиков), что отражает возрастающую личностную автономию.

Причина трудностей взаимоотношений со сверстниками лежит в тесной эмоциональной близости мальчика с бабушкой в младшем дошкольном и мамой в среднем и старшем дошкольном возрасте. Костя не научился общению со сверстниками, т.к. привык, что его другом является бабушка, а лучшим другом – мама, с которыми он обсуждает все свои проблемы.

Формы работы психолога. С мамой: индивидуальное консультирование, в ходе которого были выявлены мотивационные  аспекты  гиперопеки  (страх  одиночества  с заостренной потребностью вмешиваться в личную жизнь сына); причины нежелания общения с мужчинами, формирования установки «я ни с нем не хочу делить своего сына»; разъяснена важность общения с мужчинами для его полноценной  половозрастной идентификации, были рассмотрены возможности привлечения мужчин из близкого окружения (тренер в фитнес-клубе, учитель ОБЖ в школе и др.). За основу тренингов были взяты модели адлеровского воспитания (учет потребностей сына), трансактного анализа (обучение техникам компромисса); родительской терапии, центрированной на сыне.

Таким образом, исключение образца мужественности, возможности мужского влияния на сына, воспитание его матерью в одиночку, или в полной семье, в которой нарушены взаимоотношения между родителями, искажает формирование у него правильного полового самосознания и полоролевого поведения. Психолог помогает выявить причины конфликтов в семье, нежелания мамы привлекать к воспитанию отца или референтного для мальчика лица, разрабатывает под каждую ситуацию программу воспитания, которая поможет скорректировать половозрастную идентификацию.

Список литературы:

1) Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.

2) Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007.

(С) Сборник материалов второй международной научно-практической конференции "Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение" 19-20 декабря 2015 года.

Кирилюк Ольга Сергеевна, психолог-консультант,

заместитель директора ИПК «ВШППБ»

по учебной работе,

Москва (Россия)

Агрессивное поведение детей подросткового возраста: детерминанты и психокоррекция

Многие родители жалуются на появившуюся у сына (дочери) агрессивность в подростковый период. Поэтому, прежде всего, рассмотрим причины агрессивности, т.к. в зависимости от ее детерминантов зависит и программа психокоррекции данного поведения.

Как отмечают психологи, проблема агрессивного поведения кроется в неблагоприятных семейных условиях, а в подростковый период, характеризующийся процессами формирования характера, резко возрастающей активностью, стремлением к самостоятельности и самоутверждению, проблемы в семье проявляются в различных формах агрессивного поведения подростка.

Карен Хорни (социокультурный подход) отмечала, что в структуре личности доминируют не инстинкты агрессии, а бессознательное чувство тревоги, беспокойства – «чувство коренной тревоги, связанное с одиночеством и беспомощностью, что появляется у ребенка в потенциально враждебном ей мире» [5, с. 34]. Согласно данного подхода, детерминантами формирования тревоги выступают просчеты в воспитании: «непоследовательное поведение родителей, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека или эмоциональная отчужденность родителей» [5, с. 35].

Это может быть нежеланный ребенок, когда родители не планировали и не ожидали его появления из-за социальной незрелости или отсутствия эмоциональной близости и согласия между собой. Деструктивно сказывается на формировании личности ребенка подросткового возраста такая форма взаимоотношения между ним и родителями такого отношения к нему, как демонстрация недовольства, неодобрения всех его действий: «Мама не любит этого плохого мальчика». Это может быть вызвано такими его действиями, как плохая учеба, конфликты в школе, нежелание убираться в своей комнате, так и грубым, по мнению родителей, его ответу. В данном случае родители могут сами проявлять различные формы агрессивного поведения (игнорирование ребенка, демонстрация на невербальном уровне недовольства, разговор о нем в третьем лице). У подростков с такой акцентуацией характера, как гипертимность, подобное отношение к нему родителей вызывает бессильное чувство гнева и ярости, обидчивость, вспышки агрессии.

В данном случае задача психолога заключается в психодиагностике как семейных взаимоотношений, так и родительского отношения с помощью методик «Диагностики родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина, «Анализа семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте П. Шефера (ADOR), «Детско-родительские отношения подростков» И.М.Марковской (ДРОП), проективного теста «Кинетический рисунок семьи».

Неправильный стиль воспитания в семье также может стать причиной формирования агрессивного поведения ребенка. Так, при стиле воспитания «ежовые рукавицы», который сопровождается как вербальной (жесткой критикой за малейшие провинности или неудачи), так и невербальной агрессией со стороны родителей, ребенок также начинает реагировать на фрустрирующие ситуации данными видами агрессивного поведения. Это может проявляться в склонности к дракам, обману или нарушении обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств. При этом, как показывают результаты исследований, «мальчикам свойственна физическая агрессия, а девочкам – враждебность, раздражение, негативизм и враждебность» [2], [3].

Авторитарный стиль воспитания нередко сопровождается подавлением инициативы ребенка, жестким руководством его действий, отказом принять его самостоятельные решения. Результатом таких поведенческих паттернов, проявляемых родителями, могут быть такие формы агрессивного поведения ребенка подросткового возраста, как неконтролируемые вспышки гнева, негодования, намеренное досаждение другим людям.

При стиле воспитания «гиперопека» над поведением ребенка устанавливается жесткий контроль и происходит ограждение его от трудностей. Как результат, идет формирование инфантильной личности, стремящейся вырваться из-под данного гнета. Протестные формы поведения, как правило, принимают агрессивные формы поведения в провоцирующей ситуации. Это могут быть вандальные действия как «выражение протеста и несогласия, желания доказать окружающим свою смелость, решительность, проверка собственных возможностей и просто отсутствие деятельности, вызывающей интерес». При этом «мальчики более склонны выказывать свое недовольство ситуацией в деструктивной форме, разрушая или повреждая какие-либо предметы» [1, с. 209].

Деструктивно сказывается на формировании личности и такой стиль воспитания в семье, как «кумир семьи», при котором ребенок привыкает быть в центре внимания. Данный паттерн поведения вызывает проблемы не только в семье при взрослении ребенка и достижении им подросткового возраста, но и во взаимоотношениях со сверстниками. Проявляется это в пререканиях с взрослыми, отказе выполнять их требования, обвинении других в своих ошибках или поведении.

В наше сложное время, когда во многих семьях культивируется власть денег, а родители находятся большее время на работе, не уделяя внимания ребенку, т.е. по существу осуществляя попустительский стиль воспитания («гипоопека»), получают в ответ различные формы агрессивного поведения. Рассмотрим более подробно детерминанты данного явления. При безэмоциональном поведении родителей, отсутствии внимания, любви и уважения с их стороны, у него формируется «комплекс неполноценности». Как результат, для привлечения к себе внимания родителей, пусть даже в негативной форме, имеют место такие проявления агрессивного поведения, как эмоциональные взрывы, намеренное надоедание другим людям, крайняя степень обидчивости, частое употребление ругательств и непристойных выражений. В данном случае срабатывает механизм: «Пусть ругают, наказывают. Главное – это внимание».

В данном случае психолог, прежде всего, проводит психодиагностику перекосов в воспитании с помощью психологических методик «Ваш стиль воспитания», «Измерение родительских установок и реакций» (PARY), «Подростки о родителях», «Взаимодействие взрослый-ребенок (ВВР)». 

Следующая детерминанта агрессивного поведения ребенка подросткового возраста – повышенная тревожность, чувство страха, испытываемые им. В данном случае напуганный ребенок, ощущая опасность в окружающей действительности, действует и мыслит не адекватно ситуации. Внешне это будет проявляться в гневливости, злобности, мстительности, злопамятности, игнорировании или отказе в выполнении правил или просьб взрослых.

Данные проявления психолог диагностирует с помощью психологических методов «Контурный САТ-Н», «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) для подростков, цветовой тест Люшера (для детей 8-14 лет).

Как показали социально-психологические исследования, проведенные в последнее десятилетие, как за рубежом, так и в нашей стране, компьютерные игры с элементами агрессии вызывают повышение агрессивных проявлений у детей подросткового возраста. Вызвано это тем фактом, что управляя в игре насильственными действиями персонажа, не идентифицируя себя с ним, у подростка происходит освобождение от самоограничений, снимаются ценностные запреты. Согласно поведенческому подходу, «стимул» (возможность отвлечься от реальности в игровой деятельности) → «реакция» (бонусы, которые собирает персонаж, совершая деструктивные действия), формируют паттерн агрессивного поведения. Вследствие этого подросток начинает воспринимать агрессию как возможный способ поведения в фрустрирующей ситуации [4, с.31].

Выявить причинно-следственные связи в связи с появлением агрессивных форм поведения психолог может с помощью «Метода рисуночной фрустрации Розенцвейга».

В качестве выводов можно отметить тот факт, что подростковый возраст характеризуется гормональными изменениями, усиливающими реакцию ребенка на обстоятельства, вызывающими различные формы агрессивного поведения. В качестве провоцирующих обстоятельств могут выступать: повышенная тревожность, чувство страха, компьютерные игры с элементами агрессии, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека или эмоциональная отчужденность родителей, игнорирование, демонстрация на невербальном уровне недовольства, разговор о нем в третьем лице, стили воспитания - «ежовые рукавицы», «кумир семьи», «авторитарный», «гиперопека», «гипоопека». Психокоррекция проявления агрессивных форм поведения у ребенка подросткового возраста включает психодиагностику психологом подростка и родителей, разработки на данной основе программы мероприятий по их устранению.

Список литературы:

1) Воробьева И.В. Подростковый вандализм: мотивы и возможные личностные детерминанты // Вестник Тюменского государственного университета. 2012.
№ 9.

2) Жуйкова И.В. Гендерные особенности агрессивного поведения подростков и их родителей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 12.

3) Маркова С.В. Исследование гендерных различий агрессивного поведения подростков // Психологическая наука и образование. 2012. № 1.

4) Решетникова О. Зависимость от компьютера // Школьный психолог. 2006. № 19.

5) Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М.: Академический проект, 2007.

(С) Сборник материалов второй международной научно-практической конференции "Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение" 19-20 декабря 2015 года.

Зотова Раиса Анатольевна, к.п.н., психотерапевт,

директор ИПК «ВШППБ»,

Москва (Россия) 

Об особенностях моделирования стратегий успеха в деловой сфере

 «Простые идеи трудны для восприятия, именно в силу их простоты»

Фредерик Пэрлз

Социально-экономическая ситуация в стране, вызванная политическими изменениями конца ХХ – начала ХХI века, вызвала у ряда людей состояние социальной апатии, характеризующейся ослаблением интересов и побуждений к деятельности. Если в доперестроечное время граждане знали, что устройство на работу гарантирует стабильную заработную плату и пенсию, достаточные для безбедного существования, в современной России нестабильная социально-экономическая ситуация многих людей приводит к растерянности, внутренней опустошенности. В настоящее время добросовестная работа в государственной или коммерческой организации не всегда является гарантом стабильного дохода.

В связи с этим назрела необходимость рассмотрения стратегий моделирования успеха в деловой сфере. О том, что это процесс моделируемый, а не возникающий из ниоткуда, подтверждается многими цитатами, в том числе Виктора Гюго «Нет ничего более могущественного, чем идея, поспевшая ко времени. Мысль – самая могучая сила во вселенной. Наши мысли – средства, инструменты, с помощью которых мы создаем свои жизни и ими управляем» [3, с. 23]. Все начинается с идеи. Поэтому бизнес – сначала идея, затем материальная форма, т.е. начинаем с «нефизического» уровня и превращаем незримое в то, что способны увидеть.

Рассмотрим моделирование успеха в области дизайна модной одежды с помощью техники, разработанной в НЛП – «техники шести шапок» Эдварда де Боно [2, с. 12]. Она включает в себя разработку последовательных шагов для достижения поставленной цели, т.к. целенаправленное поведение возможно при разработке тщательно продуманной стратегии.

Белая шляпа позволяет выявить причинно-следственные связи и закономерности, которые необходимо учитывать при организации бизнеса в области дизайна модной одежды. Для этого мы проводим анализ 3-х знаменитых кутюрье, создавших собственные дома моды в России.

Первый кутюрье - Анастасия Романцова, создавшая Star Look - уличный стиль, DressOne - платья и сарафаны в пастельной гамме, а-ля винтажные вещи в образе тургеневских барышень. Второй кутюрье - Даша Гаузер, создавшая коллекцию Dasha Gauser for Barbie® – авторскую интерпретацию стиля куклы Barbie, стиль замысловатых архитектурных платьев с футуристичным кроем и плиссированным декором а-ля бумажные оригами. Третий кутюрье - Ульяна Сергеенко, создавшая стиль образа русской красавицы, включающий пышные юбки, длинные шубы, платки, платья с цветочным принтом, тюрбаны «русская кукла».

Выявив модные и востребованные стили модной одежды в России, нам необходимо получить информацию о состоянии рынка сбыта в России и за рубежом коллекций модной одежды этих кутюрье, экономические прогнозы. В данных рамках предварительно проанализировать – на какой возраст, уровень достатка, культуры мы будем ориентировать дизайн нашей модной коллекции. Сюда же включается экономический анализ вложений, которые необходимо сделать для разработки собственных моделей одежды.

На следующем этапе красная шляпа помогает подключить интуицию и чувства, воображение, т.к. необходимо представить себя поочередно на месте Анастасии Романцовой, Даши Гаузер, Ульяны Сергеенко. В рамках НЛП данный прием называется «перцептуальным сдвигом» [1, c. 47] и означает такой способ восприятия, при котором мы должны попробовать увидеть, услышать, почувствовать потенциального покупателя модной одежды с позиции указанных кутюрье.

На данном этапе мы задействуем утверждения -  создание позитивных и действенных установок «Я могу разрабатывать модельную продукцию» на основе повторения, позволяющие программировать мозг в позитивном направлении. Требования к утверждению: 1) повторять выбранную установку по 5-10 раз дважды в день; 2) утверждения можно проговаривать вслух (если находитесь наедине) или про себя (в присутствии окружающих); 3) произносить утверждения эмоционально и с чувством.

Черная шляпа позволяет оценить возможные риски в будущем при организации бизнеса в области дизайна модной одежды, провести анализ дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Например, риски можно оценить, учитывая проблему с бизнесом, возникшим в августе 2016 года у известного кутюрье Киры Пластининой. Компания «Kira Plastinina», включавшая патриотичную капсульную коллекцию, посвященную Олимпийским играм в Сочи, разорена. По оценке экспертов, проблема с бизнесом связана с тем, что Пластинина, создав огромную сеть, не имела плана действий в дальнейшем. Кроме того, неправильно был распределен бюджет компании, не продуман дизайн новых моделей одежды. Следовательно, необходимо подвергнуть детальному анализу все данные составляющие, чтобы учесть их при организации собственного бизнеса.

Желтая шляпа позволяет рассмотреть задачу с позитивной стороны, выделив все преимущества организации бизнеса в области дизайна модной одежды. На данной стадии не должно быть отрицательных оценок и критики, т.е. все возникшие идеи должны быть приняты. Сюда мы включаем задействование трех модальностей для проигрывания роли мечтателя. Изучив внимательно особенности голоса, манеры держаться, внешнего вида кутюрье А. Романцовой, Д. Гаузер, У. Сергеенко, мы создаем свой собирательный образ. Затем, пропустив данный образ через все модальности, объединим полученные зрительные, слуховые и тактильные образы вместе таким образом, чтобы у нас возникло полное ощущение присутствия в ситуации, которую мы представили. Это могут быть ситуации, когда мы оформляем зал для показа или организуем показ своей коллекции новой одежды. Представив себя в данной ситуации полным творческой энергии, попытаться ощутить себя счастливым. 

Данный этап моделирования стратегии успеха сопровождается приятными ощущениями, поэтому постарайтесь получить максимальное удовольствие от своих мечтаний, рассмотрев его на всех модальностях. Пересмотрев все свои творческие идеи, необходимо вернуться к реальному рассмотрению действительности. Взгляд на окружающий мир глазами мечтателя, воспроизведение своих переживаний создает подобие якоря для будущего опыта.

Зеленая шляпа позволяет подключить творческий поиск новых идей в области дизайна модной одежды. В данном ракурсе мы оцениваем цветовую гамму, стиль одежды, модные направления в мире в настоящее время. Нас интересуют, в первую очередь, те тенденции, которые не были предложены российскими кутюрье в модельном бизнесе. Во-вторых, мы должны определить круг потенциальных потребителей нашей продукции (возраст, пол, культурные предпочтения и т.п.). В-третьих, учитывать уровень модельной продукции (эконом- или VIP-класса). Для анализа мы разрабатываем конструкции новых моделей одежды, используя последние достижения техники, прикладного искусства, наиболее совершенные методы конструирования, ментальные карты.

Синяя шляпа позволяет подвести итоги ранее рассмотренному материалу, разработать этапы работы над бизнес-планом. Сюда включаются экономические расчеты, выставляются временные рамки, назначаются ответственные за реализацию этапов проекта.

Итак, мы рассмотрели стратегии моделирования успеха в деловой сфере с помощью «техники шести шапок» Эдварда де Боно. Белая шляпа позволяет выявить причинно-следственные связи и закономерности, которые необходимо учитывать при организации бизнеса в области дизайна модной одежды. Красная шляпа помогает подключить интуицию и чувства, воображение. Черная шляпа позволяет оценить возможные риски в будущем при организации бизнеса в области дизайна модной одежды, провести анализ дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Желтая шляпа позволяет рассмотреть задачу с позитивной стороны, выделив все преимущества организации бизнеса в области дизайна модной одежды. Зеленая шляпа позволяет подключить творческий поиск новых идей в области дизайна модной одежды. Синяя шляпа позволяет подвести итоги ранее рассмотренному материалу, разработать этапы работы над бизнес-планом.

Важно также помнить, что любая идея спустя год-другой после успешного старта – и компания обрастает всевозможным имуществом, движимым, недвижимым, клиенты, сотрудники, материалы, рубли, доллары, ресурсы, люди, проекты, экспертизы – все это окружает Вас уже сегодня, просто никто не удосужился это собрать и объединить. Какая сила способна найти эти разрозненные элементы, извлечь их оттуда, где они пребывают и объединить их? Эта сила – Вы.

Чтобы создать успешный бизнес, начинать надо с того, что видите только Вы с подводной части айсберга. Зернышко вашего бизнеса – это видение: вот фундамент всякой успешности. Эта мысль если ее осознать приведет к переменам в физическом и материальном мире. [4, с.236] Махатме Ганди принадлежит фраза – «единственная осознанная мысль способна сокрушать империи».

Список литературы:

1) Адлер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2016.

2) Боно Э. Управление мышлением. СПб.: Питер, 1997.

3) Майран З. Мудрые мысли. Философия. Ч. 16. М.: Наука, 2015.

4) Джон Ассараф, Мюррей Смит. Ответ: Как преуспеть в бизнесе, обрести финансовую свободу и жить счастливо. М.: Эксмо, Мидгард, 2009 г. - 236 с.

(С) Сборник материалов второй международной научно-практической конференции "Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение" 19-20 декабря 2015 года.