• Армянский пер. д.9/1/1 стр. 1
  • с 10:00 до 19:00 (вых. Среда)
  • +7(495)507-24-97
  • +7(495)771-04-33
Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Научно-практические конференции благотворительные и просветительские программы

Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

16 и 17 декабря 2023 года

Подробнее

Есина Инна Николаевна, педагог, психолог-консультант,

преподаватель НОЧУ ДПО «ИПК «ВШППБ»

Москва (Россия)

Об особенностях психопрофилактики суицида

Россия уже давно занимает прочную высокую позицию по  показателям суицида – «39 человек на 100 000 населения» [2]. Официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальной (приблизительно в 4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи. В настоящее время, характеризующееся осложнением социально-экономической ситуации в стране, обострилась проблема разработки программ превенции и поственции, что и обусловило актуальность рассмотрения данной проблемы.

Необходимо отметить внешние обстоятельства, способствующие суицидальному риску:

- Личностно – семейные конфликты; тяжелый психологический климат в семье, алкоголизм в семье, утраты; неблагоприятное положение в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость; критичность к любым проявлениям.

- Конфликты, связанные с асоциальным поведением (страх, позор, наказание)

- Состояние здоровья; психические и соматические заболевания; уродства; инвалидность.

- Материально-бытовые трудности (потеря денежных средств, невозможность отдать кредит).

- Отсутствие у друзей, отвержение в референтной группе.

- Серия неудач в работе, учебе, общении, межличностных отношениях с друзьями, родственниками, партнерами; конфликты связанные с работой и учебой.

- Отсутствие опоры на значимого человека (особенно у подростков)[1].

Важной составляющей профилактики суицида является своевременная психодиагностика. В диагностике суицидального поведения можно применять комплекс методик:

- Тест «Дерево» (определение суицидального риска депрессии) – Старшенбаум Г. В.

- Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества д. Рассела и М. Фергюсона

- Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (адаптированный М. В. Горской)

- Опросник удовлетворенности общением и своим положением в обществе.

- Метод незаконченных предложений.[3]

Терапевтическая тактика определяется, прежде всего, психическим состоянием клиента. Если в основе суицида лежат психотические (психопатологические) механизмы, то терапевтические мероприятия направлены на патогенетическое лечение основного заболевания.

Как отмечает Г.В. Старшенбаум, кризисная психотерапия осуществляется в индивидуальной, семейной и групповой формах. Основными задачами кризисной терапии являются:

1. Кризисная поддержка, включающая установление терапевтического контакта, раскрытие суицидоопасных переживаний, мобилизацию психологических механизмов защиты, заключение терапевтического договора.

2. Кризисное вмешательство, включающее рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы выявление неадаптивных установок,  блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, коррекцию неадаптивных установок, активизацию терапевтической установки.

3. Расширение адаптивных возможностей, тренинг неопробованных способов адаптации, выработку навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок.[4]

В. Г. Балакирев и Л. Додсон разработали эффективную методику психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Она состоит из констатирующей и психокоррекционной частей. Констатирующая включает три встречи-сессии с группами.

Темы сессий: «Типы кризисных ситуаций», «Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях», «Способы преодоления кризисных ситуаций». Встречи проводятся по одному сценарию: 1) групповое обсуждение предложенной психологом темы; 2) выполнение индивидуальных творческих заданий; 3) обмен впечатлениями или обсуждение в группе.

Коррекционная часть представляет собой две сессии, построенные в форме «Я-сообщений» с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Работая с подростками в кризисных ситуациях, психолог может применять различные техники: ментального переживания; внутреннего диалога; самоосвобождения и др. (П. Теппервайн) или кризисной интервенции (Е. Миндельман, Э. Эриксон), которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования или «телефона доверия».[5] 

Список литературы:

1. Аракелова Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. М., 1988.

2. Дехтерева Л.В., Емельянова Д.С. Проблема суицида среди подростков в возрасте от 15 от 19 лет // V Международная научная конференция «Студенческий научный форум». 15.02.-31.03.2013.

3. Райе Ф Психология подросткового и юношеского возраста. М., 2000.

4. Старшенбаум В.Г. Психосоматика и психотерапия. М., 2005.

5. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru

(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)