• Армянский пер. д.9/1/1 стр. 1
  • с 10:00 до 19:00 (вых. Среда)
  • +7(495)507-24-97
  • +7(495)771-04-33
Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Научно-практические конференции благотворительные и просветительские программы

Приглашаем принять участие в шестой международной научно-практической конференции

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

21 и 22 декабря 2019 г.

Подробнее

Арт-конкурс на лучшие авторские работы с профессиональной тематикой

Подробнее

Кирилюк Ольга Сергеевна, психолог-консультант,

заместитель директора ИПК «ВШППБ»

по учебной работе,

Москва (Россия)

Агрессивное поведение детей подросткового возраста: детерминанты и психокоррекция

Многие родители жалуются на появившуюся у сына (дочери) агрессивность в подростковый период. Поэтому, прежде всего, рассмотрим причины агрессивности, т.к. в зависимости от ее детерминантов зависит и программа психокоррекции данного поведения.

Как отмечают психологи, проблема агрессивного поведения кроется в неблагоприятных семейных условиях, а в подростковый период, характеризующийся процессами формирования характера, резко возрастающей активностью, стремлением к самостоятельности и самоутверждению, проблемы в семье проявляются в различных формах агрессивного поведения подростка.

Карен Хорни (социокультурный подход) отмечала, что в структуре личности доминируют не инстинкты агрессии, а бессознательное чувство тревоги, беспокойства – «чувство коренной тревоги, связанное с одиночеством и беспомощностью, что появляется у ребенка в потенциально враждебном ей мире» [5, с. 34]. Согласно данного подхода, детерминантами формирования тревоги выступают просчеты в воспитании: «непоследовательное поведение родителей, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека или эмоциональная отчужденность родителей» [5, с. 35].

Это может быть нежеланный ребенок, когда родители не планировали и не ожидали его появления из-за социальной незрелости или отсутствия эмоциональной близости и согласия между собой. Деструктивно сказывается на формировании личности ребенка подросткового возраста такая форма взаимоотношения между ним и родителями такого отношения к нему, как демонстрация недовольства, неодобрения всех его действий: «Мама не любит этого плохого мальчика». Это может быть вызвано такими его действиями, как плохая учеба, конфликты в школе, нежелание убираться в своей комнате, так и грубым, по мнению родителей, его ответу. В данном случае родители могут сами проявлять различные формы агрессивного поведения (игнорирование ребенка, демонстрация на невербальном уровне недовольства, разговор о нем в третьем лице). У подростков с такой акцентуацией характера, как гипертимность, подобное отношение к нему родителей вызывает бессильное чувство гнева и ярости, обидчивость, вспышки агрессии.

В данном случае задача психолога заключается в психодиагностике как семейных взаимоотношений, так и родительского отношения с помощью методик «Диагностики родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина, «Анализа семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте П. Шефера (ADOR), «Детско-родительские отношения подростков» И.М.Марковской (ДРОП), проективного теста «Кинетический рисунок семьи».

Неправильный стиль воспитания в семье также может стать причиной формирования агрессивного поведения ребенка. Так, при стиле воспитания «ежовые рукавицы», который сопровождается как вербальной (жесткой критикой за малейшие провинности или неудачи), так и невербальной агрессией со стороны родителей, ребенок также начинает реагировать на фрустрирующие ситуации данными видами агрессивного поведения. Это может проявляться в склонности к дракам, обману или нарушении обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств. При этом, как показывают результаты исследований, «мальчикам свойственна физическая агрессия, а девочкам – враждебность, раздражение, негативизм и враждебность» [2], [3].

Авторитарный стиль воспитания нередко сопровождается подавлением инициативы ребенка, жестким руководством его действий, отказом принять его самостоятельные решения. Результатом таких поведенческих паттернов, проявляемых родителями, могут быть такие формы агрессивного поведения ребенка подросткового возраста, как неконтролируемые вспышки гнева, негодования, намеренное досаждение другим людям.

При стиле воспитания «гиперопека» над поведением ребенка устанавливается жесткий контроль и происходит ограждение его от трудностей. Как результат, идет формирование инфантильной личности, стремящейся вырваться из-под данного гнета. Протестные формы поведения, как правило, принимают агрессивные формы поведения в провоцирующей ситуации. Это могут быть вандальные действия как «выражение протеста и несогласия, желания доказать окружающим свою смелость, решительность, проверка собственных возможностей и просто отсутствие деятельности, вызывающей интерес». При этом «мальчики более склонны выказывать свое недовольство ситуацией в деструктивной форме, разрушая или повреждая какие-либо предметы» [1, с. 209].

Деструктивно сказывается на формировании личности и такой стиль воспитания в семье, как «кумир семьи», при котором ребенок привыкает быть в центре внимания. Данный паттерн поведения вызывает проблемы не только в семье при взрослении ребенка и достижении им подросткового возраста, но и во взаимоотношениях со сверстниками. Проявляется это в пререканиях с взрослыми, отказе выполнять их требования, обвинении других в своих ошибках или поведении.

В наше сложное время, когда во многих семьях культивируется власть денег, а родители находятся большее время на работе, не уделяя внимания ребенку, т.е. по существу осуществляя попустительский стиль воспитания («гипоопека»), получают в ответ различные формы агрессивного поведения. Рассмотрим более подробно детерминанты данного явления. При безэмоциональном поведении родителей, отсутствии внимания, любви и уважения с их стороны, у него формируется «комплекс неполноценности». Как результат, для привлечения к себе внимания родителей, пусть даже в негативной форме, имеют место такие проявления агрессивного поведения, как эмоциональные взрывы, намеренное надоедание другим людям, крайняя степень обидчивости, частое употребление ругательств и непристойных выражений. В данном случае срабатывает механизм: «Пусть ругают, наказывают. Главное – это внимание».

В данном случае психолог, прежде всего, проводит психодиагностику перекосов в воспитании с помощью психологических методик «Ваш стиль воспитания», «Измерение родительских установок и реакций» (PARY), «Подростки о родителях», «Взаимодействие взрослый-ребенок (ВВР)». 

Следующая детерминанта агрессивного поведения ребенка подросткового возраста – повышенная тревожность, чувство страха, испытываемые им. В данном случае напуганный ребенок, ощущая опасность в окружающей действительности, действует и мыслит не адекватно ситуации. Внешне это будет проявляться в гневливости, злобности, мстительности, злопамятности, игнорировании или отказе в выполнении правил или просьб взрослых.

Данные проявления психолог диагностирует с помощью психологических методов «Контурный САТ-Н», «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) для подростков, цветовой тест Люшера (для детей 8-14 лет).

Как показали социально-психологические исследования, проведенные в последнее десятилетие, как за рубежом, так и в нашей стране, компьютерные игры с элементами агрессии вызывают повышение агрессивных проявлений у детей подросткового возраста. Вызвано это тем фактом, что управляя в игре насильственными действиями персонажа, не идентифицируя себя с ним, у подростка происходит освобождение от самоограничений, снимаются ценностные запреты. Согласно поведенческому подходу, «стимул» (возможность отвлечься от реальности в игровой деятельности) → «реакция» (бонусы, которые собирает персонаж, совершая деструктивные действия), формируют паттерн агрессивного поведения. Вследствие этого подросток начинает воспринимать агрессию как возможный способ поведения в фрустрирующей ситуации [4, с.31].

Выявить причинно-следственные связи в связи с появлением агрессивных форм поведения психолог может с помощью «Метода рисуночной фрустрации Розенцвейга».

В качестве выводов можно отметить тот факт, что подростковый возраст характеризуется гормональными изменениями, усиливающими реакцию ребенка на обстоятельства, вызывающими различные формы агрессивного поведения. В качестве провоцирующих обстоятельств могут выступать: повышенная тревожность, чувство страха, компьютерные игры с элементами агрессии, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека или эмоциональная отчужденность родителей, игнорирование, демонстрация на невербальном уровне недовольства, разговор о нем в третьем лице, стили воспитания - «ежовые рукавицы», «кумир семьи», «авторитарный», «гиперопека», «гипоопека». Психокоррекция проявления агрессивных форм поведения у ребенка подросткового возраста включает психодиагностику психологом подростка и родителей, разработки на данной основе программы мероприятий по их устранению.

Список литературы:

1) Воробьева И.В. Подростковый вандализм: мотивы и возможные личностные детерминанты // Вестник Тюменского государственного университета. 2012.
№ 9.

2) Жуйкова И.В. Гендерные особенности агрессивного поведения подростков и их родителей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 12.

3) Маркова С.В. Исследование гендерных различий агрессивного поведения подростков // Психологическая наука и образование. 2012. № 1.

4) Решетникова О. Зависимость от компьютера // Школьный психолог. 2006. № 19.

5) Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М.: Академический проект, 2007.

(С) Сборник материалов второй международной научно-практической конференции "Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение" 19-20 декабря 2015 года.