• Армянский пер. д.9/1/1 стр. 1
  • с 10:00 до 19:00 (вых. Среда)
  • +7(495)507-24-97
  • +7(495)771-04-33
Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Научно-практические конференции благотворительные и просветительские программы

Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

16 и 17 декабря 2023 года

Подробнее

Крестьянинова Ксения Сергеевна, психолог-консультант,

исполнительный директор Союза ПКП,

Москва (Россия)

Демин Владимир Владимирович,

Днепропетровск (Украина)

О коррекции агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст приходится на возраст от четырех до пяти лет. Данный период характеризуется «вторжением в пространство посредством энергичных перемещений, в другие тела посредством физического нападения, в уши и души других людей посредством агрессивных звуков, в неизвестное посредством снедающего любопытства, на одном полюсе своих поведенческих реакций, тогда   как   на   другом он восприимчив к окружающему, готов устанавливать нежные и заботливые отношения со сверстниками и маленькими детьми» [2, с. 28]. Какая реакция у ребенка закрепится в дальнейшем - зависит от окружающих ребенка условий. Рассмотрим на примерах из практики причины и коррекцию агрессивного поведения ребенка среднего дошкольного возраста. 

За психологической помощью с запросом о коррекции агрессивного поведения сына Прохора, 4 года 11 месяцев, обратилась 33-х летняя Зинаида. Виды проявления агрессии: склонность к раздражению (проявляется в грубости, оскорблениях в адрес сверстников, как правило, девочек), косвенная агрессия (громкое хлопанье дверьми, ломание игрушек, переворачивание и размазывание по столу еды дома и в ДОУ), вербальная агрессия (передразнивание мамы, бабушки, воспитателей в ДОУ, оскорбление девочек, в фрустрирующих ситуациях, визг). В рисунках присутствуют признаки агрессии: любит рисовать бегемота с острыми зубами, медведя с подчеркиванием когтей на лапах, которые расположены ближе к верхнему краю листа крупных размеров.

В ходе беседы с Зинаидой было выявлено, что она с мужем в разводе, Прохор воспитывается в неполной семье - мама и бабушка. Отец, проживая в другом городе, участия в воспитании сына не принимает. Прохор - точная копия своего отца как внешне, так и привычкой морщить лоб, если чем-либо недоволен. Зинаида, испытывая обиду на бывшего мужа, постоянно называет сына «Валеркино отродье». При этом она понимает, что так говорить нельзя, но не может сдержать эмоции. Большинство времени с Прохором проводит бабушка - приводит и забирает его из ДОУ, гуляет с ним, читает перед сном книжки. Поскольку мама почти все свое время проводит на работе, практически самоустранилась от воспитания сына.

Психологическое консультирование касалось следующих вопросов:

  1. С Зинаидой - проработка обиды по отношению к бывшему мужу; выяснение и устранение причин возникновения психической аддикции «трудоголизм»; совместное составление режима дня, в который было включено время взаимодействия с сыном - забирать сына из ДОУ, прогулка с ним и просмотр советских мультфильмов «Гуси-лебеди», «Снеговик-почтовик», «Цыпленок и утенок», «Котенок по имени Гав», «Приключения Кротишки», «Паровозик из Ромашкова» с обсуждением конструктивных форм разрешения конфликтов. Обсуждена важность формы обращения к сыну. Даны рекомендации по способам снижения раздражительности. В ситуациях, когда Прохор начинает передразнивать, разъяснено, что ни в коем случае нельзя тоже переходить на крик, делать замечание твердо и спокойно короткими фразами, демонстрировать свою обиду и огорчение. Объяснена важность общения с отцом. В связи с этим были обсуждены возможности привлечения отца к воспитанию сына.
  2. С бабушкой - разъяснена первостепенная роль родителей в воспитании сына, чтобы она в большей степени давала возможность дочери принимать активное участие в воспитании сына. Поскольку в процессе тестирования было выявлено, что выбранный стиль воспитания бабушки по отношению к внуку «кумир семьи» [3, с. 118], были разъяснены последствия такого воспитания и разработаны рекомендации по воспитанию Прохора. Предложены формы развития у внука представлений о добре и зле, справедливости, нормах и правилах поведения. Поскольку Прохор не знал своего дедушку, рекомендован совместный просмотр фотографий, где запечатлены молодые бабушка с дедушкой, рассказ позитивных и веселых историй, связанных с дедушкой.
  3. С Прохором – проведена работа по обучению отреагирования на фрустирующую ситуацию приемлемым способом (перенос гнева на безопасные предметы). Использованы техники арт-терапии (прорисовка, лепка гнева), перенос гнева на безопасные предметы, проведены ролевые игры по проигрыванию конфликтной ситуации и способам выхода из нее и др.

Следующий пример. За психологической помощью обратилась 27-и летняя Полина. Причина обращения - неадекватное (по оценке мамы) поведение дочери Валерии, 4 года 6 месяцев. Валерия обидчива, ругается матом, проявляет враждебность по отношению к сверстникам, как правило, девочкам, объясняя свое поведение фразами: «Катя дерется», «Инна ябеда», «Галя чавкает, когда ест» и т.п. В последние три месяца стала заявлять, чтобы ей купили одежду для мальчиков, т.к. она мальчик, а не девочка.

Семья полная - мама и папа. Ребенок желанный, но причину выбора имени Полина объяснила тем, что ждали мальчика, хотели назвать Валерой. Дома папа и мама называют ее Валеркой. В процессе консультирования было выявлено, что в случае ее проступков, папа постоянно повторяет: «Валерка, если бы ты была мальчиком, то тебе бы это простилось, а ты девочка». На беседу были вызваны папа и мама, было разъяснено, что данный метод воспитания называется «парадоксальная коммуникация», которая «лежит в основе двойного принуждения» [1, с. 98].

Речевая агрессия, как выяснилось, носит оборонительный характер, и Валерия импульсивно выплескивает в обидных словах свое неудовольствие. В ДОУ есть мальчик, которого зовут Валера, и девочку дразнят, что они два брата. Навешивание ярлыков на девочек-сверстниц носит форму психологической защиты «проекции», в результате «которой внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне» [4, с. 174].

Психологическое консультирование касалось следующих вопросов:

  1. С папой проведена беседа на тему взаи­мосвязи невротических нарушений. Даны рекомендации в плане выработки единых требований с женой и правил воспитания. Разъяснено, как необходимо реагировать на бранные слова. Предложено контролировать свои желания в выра­жении недовольства. Поскольку у Валерии были выявлены мышечные зажимы и напряжение, играть с ней в подвижные игры, которые желательно заканчивать релаксационными упражнениями. Разъяснено о необходимости подчеркивать о том, что Валерия - хорошая девочка, и по­ощрять все хорошее в ее поведении. Обучение высказываниям «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений». Разъяснение приемов регуляции собственного психического равновесия.
  2. Маме разъяснена важность отно­шений матери и дочери, что недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка. Рассказывать о своем детстве, о своих победах и поражениях, в каких трудных ситуациях оказывалась, когда была маленькой и как с ними справлялась, что переживала. Формулировать прямое порицание бранных слов в корректной форме. Предложено искать и отмечать у Валерии достижения, положительные мо­менты в поведении. Проявлять чувствительность к тому, что беспокоит и волнует дочь.
  3. С Валерией проведены игры на сотрудничество и соперничество, упражнения по умению договариваться при воз­никновении конфликтных ситуаций со сверстниками. Проведено упражнение «Копилка хороших поступков». Проведены техники арт-терапии - рисование, лепка эмоций. Развитие позитивной самооценки.

Итак, в случае проявления различных форм агрессивного поведения, консультация психолога помогает разобраться в причинах деструкции и создать условия по регулированию поведения ребенка. Важность данного положения определяется тем фактом, что в среднем дошкольном возрасте у детей происходит переход от стихийной нравственности к сознательной, складываются этические нормы, содержащие обобщенное представление об одобряемом в обществе поведении. Закрепленная привычка в дальнейшем становится чертой характера.

Список литературы:

1) Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций (Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия). М.: Наука, 2000.

2) Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Рос. пед. агентство, 1996.

3) Психология семьи / Сост. Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И. За-
харова и др. М.: Академия, 2014.

4) Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

(С) Сборник материалов второй международной научно-практической конференции "Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение" 19-20 декабря 2015 года.