Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
16 и 17 декабря 2023 года
ПодробнееНаучно-практические конференции благотворительные и просветительские программы
Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции
16 и 17 декабря 2023 года
ПодробнееБульбаш Юлия Георгиевна,
психолог-консультант
(Казахстан)
Системный подход как инструмент консультирования семей, состоящих в межнациональном браке
На сегодняшний день в России насчитывается около 50 млн. супружеских пар, среди которых и межнациональные семьи. Согласно статистике, числе межнациональных браков в настоящее время быстро растет, что, соответственно, делает актуальной проблему консультирования таких семей, обладающих своей этнокультурной спецификой. Одной из причин роста численности таких семей в последнее время является миграция, урбанизация, рост межэтнических контактов. По данным статистических исследований ежегодного демографического доклада «Население России», «этнически смешанные домохозяйства составляют в целом по стране около 25 %. Долю этнически смешанных брачных пар условно можно считать такой же». Важно отметить, что в последние годы в России актуальными становятся межнациональные браки с иностранным партнером (браки с иностранцами), где брачный партнер является представителем государства дальнего зарубежья. В основном среди зарегистрированных браков с иностранцами преобладают браки женского населения России. Анализ данных Дворцов бракосочетания по г. Москве показывает, что браки российских женщин с мужчинами-иностранцами составляют 90 %, а российских мужчин с женщинами-иностранками – 9 %. Также большие обороты в настоящее время набирают браки с «кавказцами».
Согласно социодемографической статистике, межнациональные браки присущи всем социальным категориям. Обычно люди, создавая семью, стремятся к собственному счастью, а не к сохранению нации и не склонны гипертрофировать национальный фактор в области семейной жизни.
Для понимания особенностей консультирования различных семей, обозначим следующие типы:
- однонациональная семья, неукоснительно соблюдающая национальные обычаи, традиционные для данного этноса нормы внутрисемейного общения. Для таких семей характерно, как правило, ограничение круга дружеского несемейного общения с представителями своей национальности. В таких семьях у детей воспитывается национальная замкнутость, недоверие к людям других национальностей;
- национально-смешанная, в которой обычаи и традиции одной нации поглощены другой. В сельских семьях такое «поглощение» происходило, как правило, в пользу той нации, в которой существовала данная семья. В семьях такого типа все же не воспитываются установки на национальную исключительность, хотя националистические предубеждения с этим типом семьи нередко уживаются;
- городская семья с урбанизированным укладом семейной жизни с отказом от национальных семейных традиций и культурных ценностей как чего-то архаичного и отжившего. Национализм у нового поколения в такой семье не воспитывается, но и не воспитывается правильное понимание национального менталитета, чувств, традиций, формируется нигилистическое отношение к ним;
- семьи как однонациональные, так и смешанные, где национальные традиции и культурные ценности не игнорируются, но воспринимаются как уважение и доверие к человеку независимо от его национальной принадлежности, формируется наиболее благоприятные установки межэтнического общения.
Межнациональная семья сегодня переживает сложный период, в связи со сложившейся ситуации в стране и мире. В настоящее время, осложнение в межнациональных отношениях породили проблемы беженцев, а, следовательно, вызвали дестабилизацию семьи. Депортации людей по национальному признаку не могли не привести к разрушению человеческих судеб, драмам и трагедиям и в значительной степени послаблению семьи, связей между поколениями, утраты национальной культуры и традиций.
Эта проблема очень важна, на современном этапе ее рассматривают ученые разных направлений: философии, социологии, экономики и др. Не случайно в последнее время этой проблемой занимаются многие авторы.
Расширение института брака с иностранным партнером в России, безусловно, требует их изучения, глубинного понимания их сущности, объяснения межнационального брачного выбора на индивидуальном уровне и его географический состав, закономерностей межнациональной коммуникации, диагностику и прогнозы их дальнейшего развития, чтобы на этой основе производить оценку возможных социальных последствий. Каждый из партнеров является представителем своей социальной общности с особенным набором характеристик: культурных, социальных, психологических, политических, экономических и других.
Необходимо подчеркнуть, что интерес к изучению браков (межнациональных браков) носит междисциплинарный характер.
Однако, несмотря на имеющиеся работы по данной научной теме, проблема межнациональных браков с иностранным партнером исследована фрагментарно. Она требует детального изучения этого социального явления как активно развивающегося в современных условиях российского общества. Значимым является также понимание внутреннего своеобразия данного феномена в связи с его близкой взаимосвязью с процессом социального воспроизводства российского общества.
Используемые сегодня различные социально-педагогические, психолого-педагогические технологии и формы работы с семьями в условиях многонациональной среды не в полной мере обеспечивают эффективность работы специалистов. Причиной этому является отсутствие у них этнопедагогических знаний, необходимых для эффективной работы в современном поликультурном социуме, или их недостаточная сформированность.
Выделим некоторые аспекты, на которые следует обращать внимание при работе с межнациональной семьей.
Безусловно, как на сознательном, так и на бессознательном уровне происходят процессы преобразования первоначальной идентичности индивидов. Сознательный уровень характеризуется в намеренном непринятии чужого и приверженности своему как изначально-усвоенному или, наоборот, его принятие. На бессознательном уровне, иногда даже незаметно для себя, индивид овладевает национально-культурными признаками противоположного брачного партнера. Сознательное или бессознательное принятие не имеет особо серьезных последствий. Однако проявления сознательного непринятия подразумевает более трудное положение супругов в браке, когда один из них (либо каждый из них) рассматривает собственную культуру как центр и меру всех вещей, тем самым культура партнера недооценивается по сравнению с собственной.
Способствование трансформации национально-культурной идентичности в межнациональном браке с иностранным партнером обусловлено именно в русле коммуникационной активности брачных партнеров, насколько каждый из них умеет выражать, отстаивать и навязывать собственное мнение в рамках супружеской действительности. В браке с иностранцем наблюдается большое разнообразие трансформационных моментов. В плане гражданского показателя, это может быть факт принятия гражданства партнера, что означает нарушение собственной идентичности. К таковым моментам относятся практическое применение одним брачным партнером обычаев, традиций, обрядов, привычек, церемоний, ритуалов, кухни, домашнего обустройства, языка противоположного брачного партнера с целью либо личного интереса, либо для поддержания гармонии отношений и общего благополучия брака.
Две разные культуры настолько близко взаимодействуют друг с другом в рамках межнационального брака с иностранцем, что даже невольно, даже со стороны полного отчуждения культурных свойств партнера, все равно будет наблюдаться, пусть небольшое, но искажение первоначальной национально-культурной идентичности. Это неизбежный процесс, потому что в процессе ежедневных межличностных взаимоотношений супруги явно или неявно будут демонстрировать усвоенные им качества собственной культуры, которые так долго присутствовали в их личном, внутреннем мире и которые обязательно будут проявляться в совместной брачной жизни. У человека, усваивавшего культурные особенности данной конкретной национальной общности на протяжении своей сознательной жизнедеятельности, на этапе становления личностью, существует очень маленькая вероятность того, что он вычеркнет их полностью из собственного сознания, и не будет акцентировать на них внимание. И на уровне сознательного, и на уровне бессознательного, в силу объективных или субъективных обстоятельств, брачные партнеры испытывают проникновение противоположных культур, тем самым, разрушая первоначальные грани своей идентичности.
Наиболее устойчивой к трансформации идентичности является религия. Она выступает фундаментом духовного начала человека, его индивидуальным подходам к вопросу веры, религиозных чувств. Глобально трансформация идентичности в рамках религии выражается в принятии веры партнера, но такие случаи очень редки, они носят единичный аспект. В целом, в религии вопрос преобразования идентичности носит относительно демократичный характер.
Процессы трансформации идентичности брачных партнеров накладывают определенную долю сложности на протекание коммуникаций в браке. Информационное донесение собственного мнения брачному партнеру через призму национально-культурных различий с целью взаимопонимания и взаимоуважения требует наибольшего умения и способностей для объяснения, «почему именно так, а не по-другому».
Проблема усугубляется тем, что женщина, выбирающая в отцы своему ребёнку иностранца или просто человека иной культуры, не воспринимает до конца личности этого мужчины. Например, как русская женщина может охарактеризовать своего русского мужа - возможно множество вариантов: добрый, сильный, отзывчивый, пьющий, трезвенник, трудоголик, внимательный, заботливый, грубый, нежный и т.д. С другой стороны, супруга иной культуры описывают иначе: француз, американец, чеченец, грек, финн. То есть, национальность своеобразно заменяет все человеческие качества. Отчасти указание на место рождения человека кое о чём свидетельствует, но не дает полного понимания личности человека.
Не менее серьезной является и угроза внутрисемейных конфликтов на почве национальных различий, угроза внутреннего, психологического «раздвоения» детей, попадающих в конфликтную ситуацию (например, в армяно-азербайджанском, грузино-абхазском, осетино-ингушском, русско-чеченском, русско-еврейском, русско-латышском и других межнациональных браках).
Также встает вопрос о том, каким должно быть воспитание в национально-смешанных семьях. Можно утверждать, что если в детстве сформировать уважение к человеку, то этот ребенок получит как бы иммунитет к любым формам национализма и шовинизма. Не может стать националистом человек, если он воспитан в духе доброжелательности к людям, уважению к человеческому достоинству. В семье закладываются основы отношений личности к представительствам других общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье человек уже с малого возраста становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит.
Специалистам, занимающимся консультированием таких семей, необходимо располагать как можно большими знаниями об особенностях тех или иных культур. Особенно нужно обращать на такие особенности при консультировании клиентов с запросами о замужестве, выборе партнера. На сложности в воспитании детей, возможных разногласиях и нежелательных последствиях. В последнее время мы сталкиваемся все чаще с ситуациями, когда мать не может иметь возможности даже общения с собственными детьми, не говоря уже о том, в каком статусе она остается. Таким образом, можно сделать вывод об актуальности данной темы, а также о необходимости проведения дополнительных исследований в сфере межнациональных браков и важности информирования клиентов об особенностях таких семей при соответствующем запросе.
Список литературы:
1. Варга А. Системная семейная психотерапия. — М., 2001.
2. Корнеева С.В. Межнациональные браки с иностранным партнером в современных условиях российского общества: социологический анализ: Автореф... дис. канд. соц. наук. - М., 2006.
3. Трифонова Т.Л. Особенности ценностных ориентаций современных межнациональных семей: автореф. дис. канд. философ. наук: 09.00.11. - Улан-Удэ, 2008.
(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)
Человская Юлия Евгеньевна,
психолог-консультант,
Москва (Россия)
Гармонизация внутреннего психоэмоционального состояния как предпосылка улучшения физиологического состояния человека
Как показывает практика – люди, обращающиеся к психологу, имеют не только ухудшение душевного, но и физиологического состояния. Сердце, сосуды, частота дыхания, уровень артериального давления, моторика и секреция пищеварения. Известно, что работу этих внутренних органов контролирует лимбическая система.
Термин лимбическая система впервые введен в научный оборот в 1952 году американским исследователем Паулем Мак- Лином. [2] Второй термин «висцеральный мозг» был предложен раньше тем же автором. Лимбическая система – часть головного мозга, связанная с восприятием эмоций и реакций на них организма. Лимбическая система состоит из пяти взаимосвязанных элементов, окружающих верхнюю часть стволового мозга. Миндалевидное тело функционально связано с ощущение страха и агрессии; гиппокам играет важную роль в функции памяти в процессе обучения; гипоталамус регулируют постоянство внутренний среды организма, а его передние ядра контролируют инстинктивные потребности. С корой головного мозга лимбическую систему соединяет поясная извилина.
Эмоции – (франц.еmotion, от лат. emoveo – потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия: радости, страха и т.д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма.
Основываясь на исследование ученых было установлено В.Я. Данилевским в 1874г., что раздражение некоторых участков коры больших полушарий у собак вызывает изменение дыхания, сердечной деятельности, сосудистого тонуса. Впоследствии В.М. Бехтерев, Н.А. Миславский, Фултон и другие исследователи (физиологи и нейрохирурги) наблюдали изменения многих вегетативных функций при раздражении разных участков коры больших полушарий.
Вегетативная нервная система (systema nervosum autonomicum PNA; син.: автономная нервная система, висцеральная нервная система) – отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. В.н.с. регулирует состояние внутренней среды организма, управляет обменом веществ и связанными с ним функциями дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения и размножения. Деятельность В.н.с. в основном непроизвольна и сознанием непосредственно не контролируется.
Важную роль в регуляции деятельности внутренних органов играет нервные образования, которые входят в состав лимбической системы, или висцериального мозга: гипокамп, поясная извилина, миндалевидные ядра. Лимбическая система принимает участие в формировании эмоций и таких поведенческих реакций, в осуществлении которых имеет место ярко выраженные вегетативный компонент. Влияние висцерального мозга (лимбической системы) на функции органов, инвертируемых вегетативной нервной системой, осуществляется через гипоталамус. Разрушение миндалевидных ядер вызывает повышение аппетита и влечет за собой ожирение вследствие увеличенного приема пищи. Разрушение или раздражение гипокама оказывает влияние на слюноотделение, жевание и глотание.
В регуляции вегетативных функций большое значение имеет лобные доли коры больших полушарий. Раздражение этих долей коры вызывает изменение дыхания пищеварения, кровообращения и половой деятельности, поэтому считается, что в передних отделах коры больших полушарий находятся высшие центры вегетативной нервной системы.
Регистрация вызванных потенциалов показала, что афферентные сигналы, идущие от рецепторов внутренних органов, первоначально поступают в соматосенсорные зоны коры больших полушарий. Соматосенсорная кора головного мозга — первичная проекционная, или принимающая, зона кожных ощущений, лежащая в теменной доле.
У человека раздражение отдельных точек коры кзади от центральной (роландовой) борозды и вблизи латеральной (сильвиевой) борозды влечет за собой некоторые ощущения, связанные с внутренними органами, например тошноту и позывы на дефекацию. Латеральная борозда — то же, что Сильвиева борозда, пролегающая между лобной и теменной долями (они располагаются выше борозды) и височной долей (она располагается ниже борозды). Раздражение ряда других точек коры мозга, преимущественно в лобной и теменной долях, вызывает изменение сердечной деятельности, уровня артериального давления и ритма дыхания, слюноотделение, движения кишечника, рвоту. [1]
Следовательно, можно сделать выводы, что в экспериментах ученых применялся для раздражения ток, а в жизни человека раздражителем являются отрицательные и положительные эмоции. В нашей жизни происходит много событий, плохих и хороших - все они запоминаются в лимбической системе, через призму этих событий наши взгляды формируются на жизнь, в случаи с отрицательными эмоциями происходит ослабление лимбичиской системы, а чем больше положительных эмоций мы пережили, тем более стабильным и позитивным опытом мы обладаем. Значит, нормализуя эмоциональные реакции человека, можно избавить его от некоторых физиологических расстройств.
Список литературы:
1. Физиология человека в 3-х томах / Косицкий Г.И, - Москва: 1996- стр. 176.
2. «Психофизиология» / под ред. Александрова Ю.И. – 3-е издание, СПб: «Питер», 2011- стр. 150.
(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)
Ломасова Вера Вадимовна,
психолог-консультант, арт-терапевт,
Москва (Россия)
Профилактика синдрома эмоционального выгорания методами арт-терапии у менеджеров
В сегодняшней ситуации постоянно ускоряющегося ритма жизни, изменяющихся социально-экономических условий, особо актуальным становится возникновение синдрома эмоционального выгорания у менеджеров коммерческих организаций, чья деятельность связана с необходимостью соответствовать условиям рынка. Прежде всего, необходимо отметить, что под синдромом эмоционального выгорания (СЭВ) принято понимать специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми [9]. Данный фактор обусловил рассмотрение проблемы профилактики СЭВ у менеджеров.
Анализ научных работ, основной темой которых является СЭВ, позволяет говорить о том, что эта тема многократно становилась предметом исследований отечественных и зарубежных ученых. Так Бойко В.В. в своих работах говорит о том, что СЭВ можно рассматривать как приобретенный стереотип эмоционального поведения, а также как механизм психологической защиты от психотравмирующих воздействий, делая вывод, что СЭВ является формой профессиональной деформации личности. Автор считает, что СЭВ приобретается в процессе жизнедеятельности человека, сравнивая СЭВ с эмоциональной ригидностью, одновременно указывая на то, что эмоциональная ригидность определяется органическими причинами, прежде всего – особенностями нервной системы, психосоматическими нарушениями. В тоже время [2], Водопьянова Н.Е. рассматривает СЭВ с позиции субъектно-ресурсного подхода. В ее работах предметом исследования является взаимодействие субъекта труда и его профессиональной деятельности [3]. Кроме того, Китаев-Смык Л.А выделяет несколько форм-фаз эмоционального выгорания, а также выявляет личностные характеристики «невыгорающих личностей» (НЛ) [5]. Скугаревская М.М. в своей работе рассматривает СЭВ как результат хронического неразрешимого стресса на рабочем месте, отмечая, что наиболее подвержены этому явлению люди, профессиональная деятельность которых связана с системой «человек-человек»[10]. Также синдром эмоционального выгорания активно исследовался зарубежными учеными. Так Маслач С. в своих работах определяет данное состояние как синдром эмоционального и физического истощения на фоне заниженной самооценки субъекта, отмечая при этом утрату интереса к работе. Исследователь относит СЭВ к предболезненному состоянию, особое внимание, делая на расширение симптоматики за счет психосоматических компонентов. Кроме того, Широм А. определяет СЭВ как комбинацию эмоционального, физического и когнитивных компонентов. При этом автор считает, что главным фактором при этом является эмоциональное истощение [8].
Таким образом, необходимо отметить, что анализ научных источников свидетельствует о том, что в зарубежной и отечественной психологии отсутствует единое мнение относительно факторов, обуславливающих СЭВ. Однако ученые сходятся во мнении о том, что наиболее результативным методом борьбы с СЭВ является своевременно принятые профилактические меры. Учеными предлагаются различные виды профилактических мероприятий. В том числе в последнее время было выявлено, что в качестве профилактики СЭВ можно рассматривать личностные особенности субъекта. В этом случае прежде всего следует рассматривать такое качество личности как «личностная выносливость». Эта характеристика определяется учеными как способность личности ежедневно сохранять высокую жизненную активность, осуществлять контроль над разнообразными ситуациями и гибко реагировать на различные жизненные изменения. Кроме того, следует рассматривать в качестве характеристик, препятствующие выгоранию, такие черты личности как способность к самоактуализации и активная жизненная позиция. [7]. Также в качестве мер профилактики СЭВ активно используются различные техники визуализации, релаксации и аутогенной тренировки [1]. Еще одним методом предотвращения СЭВ является экзистенциальная профилактика. Этот метод предусматривает проведение мероприятий, способствующих выработке новых паттернов поведения субъектов личности. А именно – выработка навыков делегирования и разделения ответственности, постановка реалистичных целей, достижение исключение попадания в ситуацию цейтнота. В последние годы также в качестве мер, снижающих вероятность возникновения СЭВ, все более активно использует такое направление как арт-терапия – относительно нового направления, появившегося в результате объединения опыта психологов, художников и искусствоведов. Механизм коррекционного воздействия этого метода состоит в том, что, используя приемы различных видов искусств, можно в символической форме реконструировать травмирующую ситуацию. Достижение положительных результатов происходит за счет свободного выражения своих чувств и снятия излишнего напряжения[4]. Существуют множество направлений и техник арт-терапии, которые могут быть применены в качестве профилактики СЭВ. Например, все виды изобразительных техник: рисование, лепка, скульптура. Кроме того, могут быть использованы песко- и манкотерапия, сказкотерапия, драматерапия. Все эти виды терапевтического воздействия могут найти применение как в качестве самостоятельного направления, так и их комбинации. При этом инструменты арт-терапии могут выполнять как диагностическую, так и терапевтическую функцию[7].
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что профилактика СЭВ является необходимым мероприятием в организациях, чья профессиональная деятельность связана с системой «человек-человек». Эти мероприятия должны носить регулярный, массовый характер. Одним из универсальных методов профилактики СЭВ являются методы арт-терапии. Арт-терапия позволяет объединить традиционный и новаторский подход к профилактике СЭВ. Для этого необходима разработка специальных арт-терапевтичексих программ, способствующих самоактуализации личности, снятию психической напряженности и повышающих личностную мобильность.
В этой связи перспективными направлениями дальнейших исследований являются: применение арт-терапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания, психопрофилактике, развитии стрессоустойчивости [8].
Список литературы:
1. Агапова М.В. Социальные аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности: дис. канд. псих. наук: 19.00.05. - Ярославль, 2004.
2. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания. - Самара: 1999.
3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. -СПб.:Речь,2007.
5. Китаев-Смык Т.А. Психология и концепция стресса. / Китаев-Смык Т.А.// Хрестоматия по психологии / Сост. Мироненко В.В; под. ред. Петровского А.В. Москва, «Просвещение»,1987.
6. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - Спб.: Питер, 2002.
7. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. - Красноярск: 2013.
8. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2002. - №1. - С. 90-101.
9. Пурнис Н.Е. Возможности арт-терапии в психологическом обеспечении деятельности менеджера: на примере на примере деятельности менеджеров тяжелого машиностроения: дис. канд. псих. наук: 19.00.03.- СПб., 2008.
10. Словарь справочник "Управление персоналом" // Пси-фактор URL: http://psyfactor.org/personal/personal17-02.htm (дата обращения: 22.12.2014).
11. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. -№7. - С.3-9.
(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)
Пономарева Светлана Юрьевна,
психолог-консультант,
Москва (Россия)
Психологическая помощь женщине в период после развода
Актуальность данной проблемы обусловлена увеличением количества разводов в современном обществе, особенно, в больших странах: официальная статистика отношения разводов к заключенным бракам в России составляет 70-80%. Поскольку развод является серьезной психологической травмой для человека, в таких условиях увеличивается потребность населения в услугах специалиста-психолога, способного оказать психологическую помощь в период после развода. В данной статье рассматриваются особенности переживания развода женщиной, а также особенности оказания психологической помощи и поддержки с целью повышения качественного уровня жизни женщины.
Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию всей семейной системы [1]. Развод относиться к ненормативным кризисам, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи.
Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему. Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений сохраняются психологические последствия расставания [1]. По уровню стресса развод приравнивается к переживанию утраты близкого человека. По шкале стрессогенности жизненных событий Томаса Холмса и Ричарда Рэя (Thomas Holmes & Richard Rahe) развод стоит на втором месте по силе негативного влияния на человека.
Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. А. Маслоу предложил модель распада супружеских отношений, включающую в себя семь стадий.
Кузнецова Елена Викторовна, психолог-консультант,
детский и семейный психолог, коуч,
Москва (Россия)
Жизненный сценарий детей, лишенных родительского попечительства, из детских коррекционных домов-интернатов (на примере детей 11-13 лет)
В данной статье мы хотим поднять тему жизненного сценария детей, лишенных родительского попечительства из детских коррекционных домов-интернатов для поиска способов психологической коррекции деструктивных сценариев. Прежде всего, отметим, что в психологии под данным термином понимают «жизненный план человека, созданный им еще в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей» [3], а в формулировке основоположника транзактного анализа Эрика Берна, называющего жизненный сценарий скриптом, «бессознательную структуру, управляющую жизнью личности» [2].Актуальность поднятой проблемы обусловлена тем, что по результатам исследования, проведенного Московским институтом аналитической психологии и психоанализа в нашей стране на сегодняшний день 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 коррекционных школ-интернатов для 71 тыс. детей. [5]
В нашем исследовании мы берем за основу определение «жизненного сценария» введенное Э.Берном. Поскольку «жизненный сценарий» лежит вне пределов осознания человека, то и паттерны поведения выстраиваются бессознательно. Концепция о том, что детские впечатления оказывают в дальнейшем сильное влияние на поведение взрослых людей в целом, является центральной в трансактном анализе. В теории сценария есть идея, согласно которой ребенок составляет определенный план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план имеет начало, середину и конец. Составные части сценария служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Исходя из этого, можно сделать вывод, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает определенное поведение, которое приблизит его к «расплате по сценарию».
Поскольку в нашем случае речь идет о детях, лишенных родительского попечительства, то в раннем детском возрасте именно родители оказали на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария.
Вопросы лишения родительских прав на сегодняшний день в нашей стране регулируются статьями 69 и 70 Семейного кодекса нашей страны[1]. Законным основанием для лишения родительских прав являются определенные действия родителей. Например, если:
Следовательно, именно проявление деструктивных способов взаимодействия с ребенком является основной причиной лишения родительских прав.
Из всего вышесказанного, мы предположили, что в большинстве случаев у детей, лишенных родительского попечительства, под воздействием влияния значимых взрослых (в данном случае - родителей) еще в детском возрасте формируется деструктивный жизненный сценарий.
Согласно транзактному анализу, чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем. Таким образом, нами была поставлена задача поиска способов психологической коррекции деструктивных сценариев.
На сегодняшний день в коррекционных домах-интернатах существуют различные варианты психологического сопровождения данной категории детей. Нами был проведен анализ некоторых программ психологической поддержки детей лишенных родительского попечительства в коррекционных домах- интернатах. Резюмируя полученные данные, мы определили следующие пункты в программе психологического сопровождения детей 11-13 лет лишенных родительского попечительства:
- нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
- стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателями;
- установление доверительных отношений со взрослыми, в результате чего должна сформироваться заместительная привязанность;
- укрепление нервной системы;
- наблюдение у психиатра, совместный осмотр психолога и психиатра (2 раза в год.);
- релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля);
- укрепление эмоционально - личностной сферы;
- диагностика эмоционально- личностной сферы;
- овладение навыками самоконтроля;
- индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные тренировки);
- формирование устойчивой адекватной самооценки;
- организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами);
- индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога;
- определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка;
- выявление путей и способов их профилактики и коррекции;
- прогнозирование дальнейшего развития ребенка, как субъекта общения, деятельности и самопознания;
- изучение эффективности проводимой работы в реальных изменениях личности ребенка и ситуации его развития.
Как видно, нет специальных коррекционных программ, направленных на коррекцию деструктивных жизненных сценариев, лежащих в основе поведения и бессознательных выборов у детей без родительского попечительства. Между тем статистика фондов, занимающимися вопросами социального сиротства в России, на 2013 год дает нам следующие данные: каждый 3-й ребенок, выходец из коррекционного интерната, не способен построить свою самостоятельную жизнь и быть полноценным гражданином общества.
Для решения поставленной задачи, а именно: поиска способов психологической коррекции деструктивных сценариев мы наметили следующие шаги:
1. Методом включенного наблюдения выявить деструктивные сценарии у группы детей 11-13 лет, лишенных родительской опеки в конкретном коррекционном интернате
2. Поиск психодиагностической и коррекционных методик, обеспечивающих успешность в решении поставленной задачи.
Список литературы:
1. Семейный кодекс РФ (ст.79,80)
2. Берн Э. Люди, которые играют в игры.. - М.: Литур, 2001
3. Википедия— свободная энциклопедия(интернет –ресурс)
4. Психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот: Методическое пособие для психологов и педагогов / Кусаинов А.Ж., Абдыкаримов Б.А., Ахметов К.А., Исмаилов А.Ж., Кемайкина Т.Н. , - Астана: ЕАГИ, 2008.
(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)
Страница 6 из 8