Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
16 и 17 декабря 2023 года
ПодробнееНаучно-практические конференции благотворительные и просветительские программы
Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции
16 и 17 декабря 2023 года
ПодробнееСПИСОК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ,
С КОТОРЫМИ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ И ТЕРАПИИ:
Абулия - болезненное ослабление или утрата воли, полная безучасность, бездеятельность, отсутствие побуждений, желаний
Аблютомания - навязчивое болезненное стремление периодически мыть руки в связи с обессивными, или бредовыми, идеями заражения, загрязнения.
Агромания - навязчивое стремление жить на лоне природы в полном одиночестве
Айдойомания - повышенное половое влечние у мужчин, синоним - эдеомания
Альгомания - половое извращение, при котором возбуждение и удовлетворение наступают при физической боли или моральном унижении, причиняемом партнером. (устревшее название- мазохизм)
Аменомания - радостная, веселая мания, характеризующаяся блаженным отношением к окружающему (маниакальная фаза МДП-маниакально-депрессивного психоза)
Козицена Галина Александровна,
психолог-консультант
Москва (Россия)
О законодательной регламентации деятельности психолога в России
Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется особой ответственностью перед клиентами или пациентами. Чтобы быть в силах помочь им, психолог нуждается в доверии. С точки зрения общества, профессия психолога сегодня обладает специфической ценностью и поэтому должна опираться на разнообразные этические и законодательные основы. Данная проблема обусловила рассмотрение законодательной регламентации деятельности психолога в России.
Рассмотрим законодательную базу, которая регламентирует на настоящий момент данную деятельность. Постановлением Минтруда РФ в 1996 году утверждены «Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Данным Положением предусмотрена профессиональная ориентация, ее направления (информацию, консультацию, подбор, отбор, производственную и социальную адаптацию), цели и методы.
К основным методам профессиональной ориентации отнесены: информирование (индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа)), опосредованное (средствами массовой информации); психологическое и медицинское консультирование; психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика; различные педагогические методы. Определена психологическая поддержка, ее направления, цели и методы. Отмечено, что профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в России регулируются соответствующими международными правовыми актами: Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. № 47.[1]
В Москве деятельность психолога регламентирована «Законом о психологической помощи населению в городе Москве», принятом в 2009 году, в котором регламентированы основные виды психологической помощи населению: психологическая профилактика и психологическое просвещение; психологическое консультирование; психологическая поддержка и сопровождение; психологический анализ и психотерапия (немедицинская); психологическая диагностика; психологическая реабилитация; психологическая коррекция; психологическая экспертиза; психологический тренинг.[2]
В июне текущего года в Госдуму внесен проект закона «О психологической помощи населению РФ». Законопроект впервые устанавливает в российском законодательстве не только единые правила работы, права и обязанности психологов, но и права и обязанности их пациентов. Предполагается, что нововведения повысят доверие россиян к психологам.
Согласно законопроекту, психолог должен иметь высшее психологическое образование, успешно пройти стажировку и сдать квалификационный экзамен. С 2016 года все психологи, за исключением тех, кто работает в госучреждениях, обязаны состоять в одной из саморегулируемых организаций психологов.
Устанавливается, что государственные психологические организации должны оказывать услуги бесплатно, а частные клиники и психологи могут сами устанавливать размер вознаграждения за свои услуги. При этом все психологи без исключения должны бесплатно оказывать экстренную психологическую помощь.
Законопроект запрещает психологам разглашать конфиденциальные сведения, которые стали им известны благодаря пациентам. Однако такую информацию могут запросить органы дознания, следствия или суд, а также органы уголовно-исполнительной системы наказания. Психолог может нарушить запрет, когда жизни пациента угрожает опасность.
Кроме того, психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, об их психологических проблемах, если существует вероятность того, что пациенты могут причинить вред себе и окружающим. В документе говорится, что «предоставление такой информации не является разглашением конфиденциальных сведений».
В законопроекте прописано, что пациент обязан выполнять рекомендации психолога и сообщать о наличии заболеваний, представляющих опасность для здоровья иных лиц. Если он нарушает правила, психолог может отказаться с ним работать. При этом по просьбе пациента или его законного представителя психолог обязан сообщать о причинах отказа устно, письменно или в электронной форме.
Согласно законопроекту психологи имеют право на сокращенный рабочий день, ежегодный удлиненный отпуск, продолжительность которого будет устанавливать правительство, и досрочную пенсию. Психологи, работающие в деревнях и поселках, смогут рассчитывать на компенсацию расходов на оплату жилья, отопления и освещения за счет бюджета.[3]
Как показал анализ, в настоящее время деятельность психолога в РФ законодательно регламентирована. Вместе с тем, внесенный в Государственную думу в 2014 году законопроект впервые устанавливает в российском законодательстве не только единые правила работы, права и обязанности психологов, но и права и обязанности их пациентов, что может способствовать повышению доверия психологам.
Список литературы:
1. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ / Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.1996.
2. О психологической помощи населению в городе Москве / Закон города Москвы № 43 от 07.10.2009 г.
3. psychologos.ru
(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)
Есина Инна Николаевна, педагог, психолог-консультант,
преподаватель НОЧУ ДПО «ИПК «ВШППБ»
Москва (Россия)
Об особенностях психопрофилактики суицида
Россия уже давно занимает прочную высокую позицию по показателям суицида – «39 человек на 100 000 населения» [2]. Официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальной (приблизительно в 4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи. В настоящее время, характеризующееся осложнением социально-экономической ситуации в стране, обострилась проблема разработки программ превенции и поственции, что и обусловило актуальность рассмотрения данной проблемы.
Необходимо отметить внешние обстоятельства, способствующие суицидальному риску:
- Личностно – семейные конфликты; тяжелый психологический климат в семье, алкоголизм в семье, утраты; неблагоприятное положение в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость; критичность к любым проявлениям.
- Конфликты, связанные с асоциальным поведением (страх, позор, наказание)
- Состояние здоровья; психические и соматические заболевания; уродства; инвалидность.
- Материально-бытовые трудности (потеря денежных средств, невозможность отдать кредит).
- Отсутствие у друзей, отвержение в референтной группе.
- Серия неудач в работе, учебе, общении, межличностных отношениях с друзьями, родственниками, партнерами; конфликты связанные с работой и учебой.
- Отсутствие опоры на значимого человека (особенно у подростков)[1].
Важной составляющей профилактики суицида является своевременная психодиагностика. В диагностике суицидального поведения можно применять комплекс методик:
- Тест «Дерево» (определение суицидального риска депрессии) – Старшенбаум Г. В.
- Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества д. Рассела и М. Фергюсона
- Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (адаптированный М. В. Горской)
- Опросник удовлетворенности общением и своим положением в обществе.
- Метод незаконченных предложений.[3]
Терапевтическая тактика определяется, прежде всего, психическим состоянием клиента. Если в основе суицида лежат психотические (психопатологические) механизмы, то терапевтические мероприятия направлены на патогенетическое лечение основного заболевания.
Как отмечает Г.В. Старшенбаум, кризисная психотерапия осуществляется в индивидуальной, семейной и групповой формах. Основными задачами кризисной терапии являются:
1. Кризисная поддержка, включающая установление терапевтического контакта, раскрытие суицидоопасных переживаний, мобилизацию психологических механизмов защиты, заключение терапевтического договора.
2. Кризисное вмешательство, включающее рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, коррекцию неадаптивных установок, активизацию терапевтической установки.
3. Расширение адаптивных возможностей, тренинг неопробованных способов адаптации, выработку навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок.[4]
В. Г. Балакирев и Л. Додсон разработали эффективную методику психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Она состоит из констатирующей и психокоррекционной частей. Констатирующая включает три встречи-сессии с группами.
Темы сессий: «Типы кризисных ситуаций», «Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях», «Способы преодоления кризисных ситуаций». Встречи проводятся по одному сценарию: 1) групповое обсуждение предложенной психологом темы; 2) выполнение индивидуальных творческих заданий; 3) обмен впечатлениями или обсуждение в группе.
Коррекционная часть представляет собой две сессии, построенные в форме «Я-сообщений» с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Работая с подростками в кризисных ситуациях, психолог может применять различные техники: ментального переживания; внутреннего диалога; самоосвобождения и др. (П. Теппервайн) или кризисной интервенции (Е. Миндельман, Э. Эриксон), которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования или «телефона доверия».[5]
Список литературы:
1. Аракелова Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. М., 1988.
2. Дехтерева Л.В., Емельянова Д.С. Проблема суицида среди подростков в возрасте от 15 от 19 лет // V Международная научная конференция «Студенческий научный форум». 15.02.-31.03.2013.
3. Райе Ф Психология подросткового и юношеского возраста. М., 2000.
4. Старшенбаум В.Г. Психосоматика и психотерапия. М., 2005.
5. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru
(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)
Кузнецова Татьяна Вадиевна, док. мед. наук,
врач-стоматолог высшей категории
Москва (Россия)
Заболевания полости рта как симптом психосоматического расстройства
Самым важным и существенным в работе врача является выявление взаимосвязи между симптомами и состоянием пациента. Причинно-следственные связи очевидны. Сегодня мы знаем, что цепочка «периферическая боль- афферентный нервный путь- центральное восприятие боли» справедлива далеко не всегда. Необходимо учитывать, что эта цепочка действует и в обратном направлении. Таким образом, периферическая боль может быть признаком психического дисбаланса.
Что это значит для стоматолога? А то, что в полости рта и на лице помимо зубов находится огромное количество анатомических объектов, которые могут вызывать ту или иную реакцию на стресс, в том числе и болевой симптом. Лицо-это очень чувствительная область нашего тела, и здесь чаще всего наблюдаются симптомы психосоматических расстройств. Любой врач, будь то ЛОР или невролог, окулист или терапевт при болях в области лица неясного генеза рекомендуют посетить стоматолога, связывая эту боль с зубами. Когда же стоматолог может сказать: «Зубы здесь не причем!»?
Сначала надо исключить соматическое заболевание. Приведу клинический случай:
Пациентка, 30 лет, обратилась с жалобами на боли в 16 зубе. При осмотре никаких дефектов не было обнаружено, как и на рентгенограмме, только незначительное изменение цвета фиссуры. Врач расширил фиссуру и запломбировал ее. Через 3 дня она снова обратилась в клинику с болями, которые невозможно было терпеть. Врач принял решение экстирпировать пульпу и запломбировать каналы. После проведенного лечения боли усилились. Решено было удалить зуб. Стоматолог завершил работу. Но через несколько дней она снова обратилась в клинику с жалобами на боли в 17 зубе. Стоматолог лечение проводить отказался. После этого пациентка была направлена в нашу клинику.
После проведения обследования мы признали правильность действий коллеги и отказались проводить соматическое лечение. Пациентка оказалась недовольной и пригрозила нам судом за отказ в оказании помощи по острой боли. Мы были уверены в своем решении, так как ни один врач не имеет право проводить любое мероприятие, если он не уверен в его необходимости.
Через несколько месяцев пациентка снова обратилась в нашу клинику с с болью в области гребня альвеолярной кости. К тому времени у нее был полный съемный протез. В общей сложности она удалила 12 интактных зубов.
Какие выводы можно сделать? Обратить внимание на несоответствие между жалобами больного и результатами обследования. Живые зубы без механической травмы, которые окружены здоровыми тканями пародонта, не повреждены кариесом, что подтверждено клинически, и не подвергаются воздействию нагрузок , не могут давать боль. Пациентка была направлена к психотерапевту ,и после сбора анамнеза выяснилось, что 2 года назад она развелась; психотравма стала причиной стресса и как следствие болей в области верхней челюсти. После проведенного лечения боли исчезли ,помощь стоматолога не потребовалась.
Очень важно для врача в качестве диагностики провести локальное снятие болевого синдрома. Делают локальную анестезию данной области. Если боль не проходит, то можно думать о том, что ее причина лежит не в зубах.
Если боль ослабевает или исчезает, это не доказывает, что причиной стал зуб. Это может быть связано с эффектом плацебо. Если после инъекции физраствора боль не исчезает, надо искать причину в соматическом нарушении у пациента.
Другим частным случаем на приеме у врача-стоматолога является красный плоский лишай, который несомненно относят к психосоматическим расстройствам.
В конце учебного года в клинику обратился учитель средней школы с жалобами на сильные боли в полости рта при каждом приеме пищи. Причиной стал красный плоский лишай на слизистой оболочке. Поскольку через 2 дня он собирался поехать в отпуск, ни о каком лечении не могло быть речи. Мы посоветовали ему спокойно ехать в отпуск, а далее продолжить лечение.
Когда пациент вернулся из отпуска, мы ничего не обнаружили ,хотя лечения никакого не проводилось. В отпуске учитель снял сильный стресс, связанный с экзаменами, и лишай исчез. Очень часто и как правило обострение связано с психическими нагрузками а также с механическим раздражением слизистой полости рта и неудовлетворительной гигиеной.
Для пациентов с естественными зубами надо удалять зубной камень и острые края пломб, а для пациентов с протезами надо создать плоские боковые стенки вплоть до поверхности окклюзии и их полировка до зеркального блеска. Обязателен прием психотропных средств, таких как Диазепам.
Иногда стоматологам приходится работать с пациентами, страдающими шизофренией. Выявить таких больных просто - надо дать им выговориться и внимательно слушать. Один из таких пациентов сообщил практически следующее: «Мой стоматолог изготовил мне сверхчувствительные пломбы, которые излучают определенную частоту, на этой частоте настроены пломбы других пациентов, и таким образом мы можем общаться без всяких слов. Более того, мне сделали анестезию, которая влияет на слух и зрение. Теперь все что я вижу, другие люди видят на своих телевизорах».
Стоматологическое лечение таких пациентов проводится только под контролем и с разрешения врача-психиатра. Главное, чтобы стоматолог вовремя опознал шизофрению, равно как и дисморфофобию. Такие пациенты испытывают страх, что с их телом что-то не в порядке, часто отворачивают голову и сопровождают свои слова резкими движениями руками и ногами.
Преподаватель ВУЗа обратилась в клинику с жалобами на невозможность адаптироваться к полному съемному протезу. У нее развилась крайняя форма дисморфофобии - она считала, что передняя часть верхней челюсти у нее резко деформирована, и это связано с тем, что ее мать во время беременности поскользнулась на мокром полу, упала на ведро с водой и сильно ударилась об его край. Понятно, что это мнение не имело под собой никаких оснований Анатомически структура челюсти была симметрична и без дефектов. Несмотря на это пациентке за несколько лет было изготовлено 42 полных съемных протеза ,ни один из которых она не смогла носить.
К счастью, в нашей клинике была назначена экспертиза, и было документально подтверждено, что протез изготовлен идеально для данного случая и соответствует всем требованиям, предъявляемым к протезам. Состояние дисморфофобии нужно выявлять как можно раньше и назначать консультацию с психиатром, так как провести успешное лечение таким пациентам практически невозможно.
Резюмируя вышесказанное, отметим следующее. Психосоматические расстройства - реально существующая патология в полости рта. Психические расстройства нередко приводят к соматическим симптомам в полости рта. Боли и жалобы нередко могут быть связаны со специфическими дефектами зубов и других жевательных органов. В процессе лечения обязательно привлечение психотерапевта для выявления психотравмы и дальнейшего успешного лечения.
(с) Сборник материалов первой Международной научно-практической конференции «Психопрофилактика, реабилитация и здоровьесбережение», состоявшейся 6-7 декабря 2014 года (Россия, Москва)
Дюкрэ Л. В., врач-косметолог, психолог-консультант,
ассистент инструктора косметологии-стилистики
Москва (Россия),
Фланаган О. , косметолог-стилист,
Вашингтон (США)
Специалисты-психологи и пластические хирурги: особенности взаимодействия и сотрудничества
В настоящее время пластическая хирургия пользуется большой популярностью, однако клиенты пластического хирурга зачастую нуждаются не в хирургическом вмешательстве, а в психологической помощи. В связи с чем встает вопрос о возможностях взаимодействия и сотрудничества специалистов пластической хирургии и практической психологии.
В данном контексте для начала следует обратить внимание на причины, которыми руководствуются люди, приходя к врачу-косметологу. Врожденные или приобретенные физические недостатки вследствие травм или несчастных случаев - это, несомненно, показание к пластической операции. Но часто к пластике прибегают люди, которые субъективно недовольны своей внешностью, хотя медицинских показаний к операции нет. Каждый человек вправе улучшать свою внешность, но специалистам нужно помнить об этической стороне, быть уверенными в том, что те изменения, которым подвергается тело клиента путем пластической операции, принесут желаемый результат и улучшат его внешний вид.
Страница 5 из 8