• Армянский пер. д.9/1/1 стр. 1
  • с 10:00 до 19:00 (вых. Среда)
  • +7(495)507-24-97
  • +7(495)771-04-33
Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Научно-практические конференции благотворительные и просветительские программы

Приглашаем принять участие в шестой международной научно-практической конференции

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

21 и 22 декабря 2019 г.

Подробнее

Арт-конкурс на лучшие авторские работы с профессиональной тематикой

Подробнее

Бондаренко Татьяна Алексеевна, к.п.н., доцент,

эксперт-психолог АНО КЦ «Поверенный»,

Москва (Россия)

Особенности проведения судебно-психологической экспертизы по делам о признании недействительными сделок с пороками воли

В настоящее время в гражданском процессе одной из наиболее востребованных, наряду с судебно-психологической экспертизой (СПЭ) по делам о воспитании ребенка, является установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, его способности принимать достаточно обоснованные решения. Поскольку данное направление судебной психологии, несмотря на его востребованность в юридической практике, является малоисследованной проблемой, это обусловило необходимость рассмотрения данного вопроса в настоящей статье.

Экспертное заключение готовит судебный эксперт-психолог на основании постановления следователя, прокурора, органа дознания, определения суда. По данному виду СПЭ ставится основной вопрос: «Мог ли подэкспертный понимать значение совершаемых им действий и руководить ими (на момент совершения юридического договора)?».

Заключение включает ряд обязательных разделов. В формальной части эксперт-психолог дает обоснованную характеристику своей компетенции, в которой подробно описывает: фамилию, имя, отчество, уровень образования (специальность, квалификацию, год окончания, номер диплома), место работы, место и время проведения СПЭ, основание ее проведения. Затем следует подпись эксперта о том, что он предупрежден за отказ от дачи экспертного заключения и об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 УК РФ [2]. Далее, в зависимости от квалификации судебного дела, указываются соответствующие статьи ГК РФ (177, 178, 179) [1], и излагается фабула дела.

В основной части СПЭ судебный эксперт-психолог подробно описывает результаты психологического исследования, которые включают в себя методы: опроса, психодиагностики, биографического метода, включенного наблюдения, контент-анализа материалов гражданского дела и т.п.

В заключительной части, на основании проведенной СПЭ, эксперт-психолог делает выводы только в рамках поставленного вопроса (вопросов), что исключает выхода им за рамки закона. В приложении указывается список литературы, а также прилагаются бланки тестирования.

Пример из практики. В АНО Консультационного центра «Поверенный» поступило определение суда по гражданскому делу № 27-3464/2016. На разрешение экспертизы был поставлен вопрос: «Могла ли Иванова Анна Ивановна 09.10.1935 года рождения, на дату подписания договора дарения от 14.01.2016, понимать значение совершаемых ею действий и руководить ими?»

Исследование проводилось с использованием методов опроса, биографического метода, включенного наблюдения, психодиагностических методик (MMPI, Дембо-Рубинштейна, методик «Слова наоборот», «Обратный счет», «Заучивание 10 слов», «Сюжетные картины»), метода сопоставления (сравнения данных, представленных документов и экспертного осмотра). Данные, полученные в ходе исследования, были обработаны в соответствии с ключами и инструкциями применявшихся психодиагностических методик, проинтерпретированы и проанализированы.

Согласно результатам психологического исследования, выявленные особенности выполнения тестов указывают на трудности оценки подэкспертной себя, своего поведения, которые характерны для людей с нарушениями когнитивных процессов (памяти, мышления, внимания). Причиной такого нарушения является невозможность сопоставить знание о своей личности, которое хранится в нашей памяти, используется в самооценке – и адекватно сравнить его с той информацией, которую предоставляет о нашей личности окружающий социум. Разрыв между взаимооценкой и самооценкой приводит к тому, что индивид не может гибко, адекватно «подстраиваться», адаптироваться к меняющимся условиям общения и деятельности.

Эффективность ее произвольного запоминания крайне низкая, внимание отвлекаемое, неустойчивое. Память резко нарушена. Произвольное запоминание малого объема и непрочное.

Анализ психологических тестов показывает, что подэкспертная смысловые связи не устанавливает (игнорирует подсказки в виде костюмов персонажей и т.п.), составить единый рассказ, т.е. указать, что делают персонажи, с какой целью, не может.

Не может самостоятельно и адекватно использовать новую, незнакомую информацию для регуляции своего поведения. Дополнительно следует отметить, что испытуемая не может без посторонней помощи правильно ориентироваться во времени.

Следует добавить, что нарушения воли, внимания, памяти - важные составляющие клинической картины сенильной (старческой) деменции. Проявленные в ходе выполнения данной диагностической пробы особенности мышления и речи показывают, что у подэкспертной аналитико-синтетическая деятельность снижена, смысловые связи, позволяющие оценить ситуацию всесторонне, она не устанавливает. Мышление конкретное, позволяет отражать лишь отдельные, эмоционально значимые и связанные с привычным стереотипом действия, события и обстоятельства. Сложные отвлеченные умозаключения подэкспертная не проводит.

Способность руководить своими действиями всецело зависит от способности субъекта понимать их значение. Подэкспертная имеет быстро утомляемое внимание, резко нарушенную память, она не устанавливает смысловые связи, не производит сложные отвлеченные умозаключения, ей не доступна сложная мнемическая деятельность.

Из проведенного исследования был сделан вывод о невозможности подэкспертной руководить своими действиями при производстве сложных умозаключений: «Иванова Анна Ивановна 09.10.1935 года рождения не могла на дату подписания договора дарения от 14.01.2016, понимать значение совершаемых ею действий и руководить ими».

Таким образом, при проведении СПЭ эксперт-психолог должен знать свои права и обязанности, закрепленные в ФЗ РФ «О государственной судебной экспертизе в РФ» [3]. Кроме того, владение им обширными познаниями в области общей, социальной, дифференциальной, юридической психологии, психологии личности, владение в совершенстве методами психодиагностики, служит гарантом проведения им СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли, на высоком профессиональном уровне.

Список литературы:

1) Гражданский кодекс РФ.

2) Уголовный кодекс РФ.

3) О государственной судебной экспертной деятельности в РФ / ФЗ-73 РФ от 31.05.2001.

(С) Сборник материалов второй международной научно-практической конференции "Психопрофилаткика, реабилитация и здоровьесбережение" 19-20 декабря 2015 года.