Прокофьева Н.С.,
ООО Содружество Атмосфера, психолог-консультант г. Москва, РФ
Цветков А.В.,
д.псх.н., заместитель директора по науке Центра нейропсихологии «Изюминка» г. Москва, Российская Федерация
Одной из ведущих задач психосоматики, как области клинической психологии, является решение проблемы единства и взаимодействия – выделения категории психосоматических феноменов. Множество работ, посвященных данной феноменологии рассматривают единство и взаимодействие телесного и психического с точки зрения патологических феноменов (клинических моделей) (Николаева В.В., Арина Г.А., 2003). Однако данная феноменология с позиции нормы может быть рассмотрена в психологии телесности.
В нашем исследовании мы совершим попытку рассмотрения феноменологии единства и взаимодействия через призму различных психических состояний, которым может быть подвержена личность человека в повседневной жизни, а именно, обратимся к фактору социальной фрустрации, и ее воздействию в юношеском возрасте
В юношеском возрасте проблема фрустрации является особенно острой, так как в этот период молодым людям предстоит решить много задач: планирование жизненного пути, выбор профессии, дальнейшее обучение, обретение независимости. Наиболее часто фрустрация проявляется в раннем юношеском возрасте (15-17 лет). Это находит свое объяснение в психологических особенностях данного периода. Мы предполагаем, что стойкая социальная фрустрация в данный возрастной период может приводить к выраженной реакции дезадаптации (неврозу), что в свою очередь увеличивает риск возникновения психосоматических заболеваний.
Таким образом, психосоматический симптом оказывается напрямую связан с процессом развития личности.
В таком преломлении психосоматическая проблема содержит многие важнейшие предпосылки культурно-исторического подхода к телесности: симптомогенез связан с процессом социализации человека, имеет знаково-символический характер, вписан в контекст межличностных отношений, Поэтому наше исследование будет сфокусировано на особенностях психосоматического статуса у лиц с разным уровнем социальной фрустрации (Арина Г.А., 1991).
Цель нашего исследования - психосоматические особенности лиц юношеского возраста с различным уровнем социальной фрустрации.
Задачи исследования:
- Подобрать методы диагностики восприятия телесности, уровней способностей саморегуляции, социальной фрустрированности.
- Проанализировать основные особенности проявления телесности и саморегуляции у юношей и девушек при различном уровне социальной фрустрированности
- Выявить влияние социальной фрустрированности на восприятие своей телесности, своего учебного коллектива и развитость саморегуляции.
Гипотезы исследования:
- Существуют половые особенности уровня развитости регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств.
- Существуют половые особенности восприятия своего физического Я.
- Социальная фрустрированность будет оказывать влияние на регуляторные процессы, регуляторно-личностные свойства, восприятие коллектива и телесный потенциал личности.
Планируемое исследование будет проводиться на учащихся средних специальных учебных заведений. Средний возраст исследуемых 17,5 лет. Ожидаемый объем выборки 100 человек (50 юношей и 50 девушек).
В процессе исследования надеемся получить подтверждение выдвинутых гипотез.
Литература:
- Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1991. - С. 45-53.
- Арина Г.А., Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Материалы межведомственной научно-практической конференции, Москва, 20-21 октября 2004.
- Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. № 1. Т. 24. С. 119-126.
- Тхостов Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.
© Прокофьева Н.С., Цветков А.В., 2017.