• Армянский пер. д.9/1/1 стр. 1
  • с 10:00 до 19:00 (вых. Среда)
  • +7(495)507-24-97
  • +7(495)771-04-33
Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Союз психологов-консультантов и психотерапевтов

Научно-практические конференции благотворительные и просветительские программы

Приглашаем принять участие в десятой ежегодной международной научно-практической конференции

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

16 и 17 декабря 2023 года

Подробнее

Зотова Раиса Анатольевна,
к.псх.н., Высшая школа психологии и бизнеса, профессор г. Москва, РФ
Наумова Анна Сергеевна, ООО Гранд Пассо Рус, психолог-консультант г. Москва, РФ
Цветков Андрей Владимирович,
д.псх.н., заместитель директора по науке Центра нейропсихологии «Изюминка» г. Москва, Российская Федерация
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Проведено эмпирическое исследование дифференцированности и преобладающего типа (витальный, просоциальный, личностный) телесного компонента Я-образа у лиц обоего пола с мотивацией на успех или же на избегание неудачи как фактора становления психосоматического статуса.

Ключевые слова: мотивация на успех, телесный образ, психосоматический статус.

Анри Бергсон обращал внимание на то, что «основной функцией тела, всегда направленного к действию, является ограничение, в целях действия, жизни живого духа. По отношению к представлениям оно — орудие выбора, и только выбора. Оно не может ни порождать, ни обуславливать ментального сознания» [1]. А Виктор Франкл полагал, что «хорошо функционирующий психофизический организм является условием развития человеческой духовности» [3].

Г. Хэд и П. Шильдер высказали идею тела как субъективно внешнего объекта, поскольку оно осознаётся как интуитивное представление о собственной трёхмерности. Согласно Г. Хэду, пространственные впечатления (зрительные, тактильные, кинестетические) конструируют в психике организованные модели человека, обозначаемые термином «схема тела» [4].

П.Шильдер расширил понятие схемы тела, включив в него субъективное переживание, психический пространственный образ, складывающийся в межличностном взаимодействии, и ввёл понятие «образ тела» [6]. Он утверждал, что образ тела – центральный компонент личности, который имеет социальную природу. То есть, собственный образ тела человека строится за счёт наблюдения и подражания за другими людьми, образ всегда находится в динамике и имеет определённую незавершённость.

Подводя итог краткого обзора литературы, можно сказать, что достаточной классическим является взгляд на тело как инструмент личностного развития, опосредованный социумом. Однако, исследования телесности человека приобрели акцент на проявлениях в виде «слабости», «усталости» или «силе» и «возбуждении» или болезни [5].

В то же время, социальный генезис психосоматического статуса (соотношения когнитивных, образных и аффективно-мотивационных компонентов телесного Я-образа) оставался в тени.

Данная работа относится к числу призванных восполнить данный пробел за счет изучения особенностей психосоматического статуса у лиц разного пола с различной мотивацией.

Выборку составили 62 респондента в возрасте 18-45 лет, из них 40 женщин, средний возраст которых 39,5±4,6, и 22 мужчин, средний возраст которых 33,4±6,7. Все респонденты имеют среднее специальное и высшее образование.

В качестве методов использовались:

  • Опросник на мотивацию успеха и боязнь неудачи (опросник А.А. Реана).Опросник Реана отличается от прочих сходных инструментов отсутствием разделения шкал мотивации успеха и боязни неудачи, эти элементы потребностной сферы рассматриваются как полюса одной оси континуума.
  • Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур (А.В. Либин). Данная методика предназначена для выявления индивидуально-типологических различий в дифференциации когнитивного компонента Я-образа, в виде способности «перешифровать» представление о себе в абстрактные фигуры. Эта характеристика непосредственно связана с т.н. «символическим» или абстрактно-образным мышлением.
    Смысл методики состоит в том, чтобы нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты.
  • Методика «Гомункулус» Семенович А.В., относящаяся к числу проективных (испытуемый раскрашивает контурное человеческое тело) в большей степени направлена на выявление психосоматических нарушений, однако, качественный анализ рисунка может говорить также о том, как воспринимает испытуемый образ своего физического «Я». Существует как качественная (по встречаемым феноменам из числа описанных автором метода), так и количественная (баллы «назначаются» за каждый феномен, характеризуя дифференцированность телесного Я-образа) обработка Гомункулуса. В данном исследовании они использовались совместно.
  • Опросник саморефлексии телесного потенциала Г. В. Ложкина и А. Ю. Рождественского, направленная на изучение феномена телесности в Я-структуре. Данная методика состоит из 23 пар противоположных утверждений, формирующих три шкалы по семь пунктов и два контрольных.

Витальный тип репрезентации телесности – осознание тела как натурального биологического фактора. Конформный (просоциальный) тип репрезентации телесности – восприятие своего тела как инструмента, ценностный статус которого ограничивается существующими в социуме представлениями. Личностный тип репрезентации телесности – телесный потенциал непосредственно интегрируется в Я-структуру, отражает его имманентную характеристику.

Если рассматривать частоту встречаемости разной мотивации по опроснику Реана, то у женщин в целом наблюдается тенденция мотивации, направленной на успех (62%), в 20% - мотивация избегания неудачи, а в 18% случаев наблюдается невыраженная (смешанная) мотивация. У мужчин аналогичное, но чуть более выраженное распределение (различия статистически не значимы): 73/14/13 % на мотивации успеха, избегания неудачи и смешанную мотивацию соответственно.

При анализе данных по методике конструктивного рисунка человека выявлено, что в среднем у мужчин (42,6±25,4) наблюдается значимо более высокий уровень развития абстрактно-символического мышления, чем у женщин (28,1±17,2).

При этом у женщин с мотивацией на успех более низкие показатели развития символического мышления (26,8±19,2), чем у женщин с невыраженной мотивацией (32,1±14,2) или мотивацией на неудачу (28,3±13,8).

У мужчин ситуация несколько иная: ниже всего балл при мотивации избегания неудачи (36,5±19,2), на втором месте респонденты с мотивацией достижения успеха (41,6±26,6), и наконец лидируют лица со смешанной мотивацией (55,5±37,5).

Иными словами, в целом по выборке развитие когнитивного компонента Я-образа сопряжено с невыраженной мотивацией, предоставляющей большее «право решения» ситуации, нежели устойчивой личностной установке. При этом «достижение успеха» у мужчин ассоциировано с лучшим знанием себя, у женщин, напротив – с худшим. Этот феномен может интерпретироваться через степень соответствия мотивации на успех гендерным стереотипам – высокую у мужчин и низкую у женщин [2].

Анализ методики «Гомункулус», выявляющей уровеь дифференциации образа физического Я (опосредованно может свидетельствовать о психосоматическом статусе) респондентов, показал обратную с когнитивным компонентом Я-образа картину: у женщин в среднем (5,6±2,7 балла), у мужчин всего (4,1±2,4).

Однако, если рассматривать результаты данной методики относительно уровня мотивации, то обнаружено, что у женщин, направленных на достижение успеха (6±3) и избегания неудачи (5,5±2,1) уровень дифференцированности телесного компонента Образа Я значительно выше, чем при невыраженной мотивации (4,1±2,1).

А вот у мужчин вне зависимости от мотивационной направленности, показатель по Гомункулусу практически одинаков.

Это может выступать подтверждением ранее высказанного предположения о «наказании» женщинами себя за несоответствие достаточно противоречивому стереотипу, в котором с одной стороны «коня на скаку остановит», с другой – мягкая женственность. Дело в том, что по данным более ранних исследований [5], имеется непосредственная связь между баллом по Гомункулусу и выраженностью психосоматических заболеваний. Стоит отметить, что возрастная норма по методике лежит скорее ближе к показателям мужчин и женщин со смешанной мотивацией, нежели дам с мотивацией успеха или избегания неудачи. То есть для психосоматического статуса женщины отсутствие четкой мотивации относительно жизненного успеха является скорее положительным фактором.

При анализе данных по опроснику телесного потенциала показано, что и у мужчин, и у женщин, все типы телесности распределены практически равномерно, однако наблюдается небольшое преимущество личностного типа телесного потенциала, особенно у мужчин (33,8±7,2), а у женщин личностный тип (27,9±6,3) имеет такой же уровень, как и просоциальный (27,1±6,9).

Если рассматривать выраженность каждого типа телесности применительно к доминирующей мотивации, то в группе женщин с выраженной мотивацией на успех ярко преобладает просоциальный тип телесности (30,0±6,2), а при невыраженной мотивации его преимущество относительно (25,6±5,7), также и при мотивации избегания неудачи (23,4±4,4). Правда, в последнем случае баллы по трем параметрам не показывают значимых различий.

В целом можно сделать вывод, что такой аспект мотивации, как мотивация достижения успеха или избегания неудачи оказывает выраженное влияние на психосоматический статус женщин (опосредованно, через социальные и гендерные установки), но почти не влияет на мужчин, сказываясь лишь на когнитивном компоненте Я-образа.

Литература:

  • Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т., Т.1. М.: Мысль, 1991.
  • Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник КемГУ. – 2013. – №2(542) . – Т.1. – С. 148-153.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  • Хэд Г. Исследования в неврологии. М.: Медицина, 1990.
  • Цветков А.В. Образ Я. Структура, функции, развитие. – М.: Спорт и Культура-2000, 2012. – 176 с.
  • Шильдер П. Образ и внешний вид человеческого тела. 1935.

© Зотова Р.А., Наумова А.С., Цветков А.В., 2017.